Статус документа
Статус документа


МУ 2.1.4.682-97

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Методические указания по внедрению и применению
Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.559-96  
"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству
воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Контроль качества"

Дата введения 1998-01-01

1. РАЗРАБОТАНЫ авторским коллективом под руководством проф. С.И.Плитман (НИИ МТ РАМН) в составе: проф. З.И.Жолдакова, к.м.н. А.Е.Недачин, к.б.н. Т.З.Артемова (НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н.Сысина РАМН); к.х.н. Л.А.Христианова (МосводоканалНИИпроект); к.х.н. К.О.Ласточкина (МНИИГ им. Ф.Ф.Эрисмана); А.И.Роговец (Департамент госсанэпиднадзора МЗ РФ); Ю.Б.Шафиров (РМАПО).

При участии И.В.Брагиной, Т.Д.Крутовой (ФЦ ГСЭН МЗ РФ); к.м.н. Г.П.Кашкаровой (Аналитический центр контроля качества воды “Роса”); Е.Е.Полякова (НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н.Сысина РАМН).

При подготовке МУ использованы материалы проф. В.Т. Мазаева, Т.Г.Шлепниной (ММА им. И.М.Сеченова); член-корр. РАМН Г.Н.Красовского, член-корр. РАМН Ю.А.Рахманина (НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н.Сысина РАМН); д.м.н. Н.А.Романенко (НИИ МИ и ТМ); И.В.Кожинова, к.х.н. Я.Л.Хромченко, к.м.н. Е.А.Диденко, к.х.н. А.И.Максимова (НИИ КВОВ).

Разработаны на средства Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения.

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 20 декабря 1997 года.     

Введение



Методические указания (МУ) по внедрению Санитарных правил и норм "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (СанПиН 2.1.4.559-96) предназначены для организаций, предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм собственности, эксплуатирующих системы водоснабжения (водозаборы, станции водоочистки, водопроводы и т.д.) питьевого назначения и осуществляющих производственный контроль за качеством питьевой воды, а также для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Основная задача МУ - обеспечить реализацию требований СанПиН 2.1.4.559-96 в части производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения; государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора за системами питьевого водоснабжения населения.

В настоящих Методических указаниях:

- даны разъяснения юридических основ СанПиН 2.1.4.559-96, обозначен порядок и правила выбора показателей, характеризующих качество питьевой воды на конкретных водопроводах;

- рассмотрены принципы разработки рабочих программ производственного  контроля за качеством питьевой воды;

- даны рекомендации по выбору методов контроля за содержанием загрязнений в источнике и питьевой воде, метрологические требования к ним, контролю за содержанием веществ, не обозначенных в CaнПиН, принятию решений по изменению схемы водоподготовки и других элементов водоснабжения;

- обозначены ситуации, когда, на территории следует ориентироваться на региональные нормативы;

- изложен ряд технических и организационных мероприятий по обеспечению выполнения СанПиН, включая организацию работы лабораторий, осуществляющих производственный контроль за качеством воды.

1. Основные особенности СанПиН 2.1.4.559-96
"Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству
воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Контроль качества"



1.1. Разработка и утверждение нового нормативного документа СанПиН обусловлена необходимостью гармонизации Российских нормативов с рекомендациями ВОЗ, новыми научными знаниями о влиянии питьевой воды на здоровье населения, а также повсеместным ухудшением качества воды поверхностных и подземных водоисточников, применением технологий водоочистки, часто не соответствующих уровню загрязнения водоисточников.

Контроль за качеством питьевой воды, осуществлявшийся до настоящего времени в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая", не в полной мере давал реальное представление о качестве воды и не обязывал выбирать контролируемые показатели в зависимости от конкретных условий.

1.2. Структура СанПиН, сохраняя преемственность требований ГОСТ 2874-82, обогaтилась рядом новых положений.

1.2.1. Указаны законодательные акты, на основании которых разработан документ и обозначены нормативные документы (НД), используемые при подготовке (п. 1.2. р. 2).

1.2.2. Сформулирована принципиально новая стратегия, определяющая необходимость разработки рабочей программы производственного контроля качества воды, учитывающая санитарное состояние и наличие загрязняющих веществ в воде водоисточников, выявленных по результатам предварительно проведенных расширенных исследований (приложение 1, п. 1.2.2).

1.2.3. Указан порядок применения нормативов СанПиН при возникновении аварийных ситуаций (п. 3.5.3.6).

1.2.4. Указаны требования к показателям эпидемической безопасности питьевой воды, безвредности ее химического состава, учитывающие загрязненность водоисточников и технологию водоподготовки (п. 4.4.1).

1.2.5. Рекомендовано использовать обобщенные показатели при характеристике химического состава питьевой воды (п. 4.4.1).

1.2.6. Ряд положений (например, новые микробиологические показатели, единицы их измерения) приближен к рекомендациям ВОЗ (т. 1.4.3).

2. Организационно-правовые аспекты документа



2.1. Законодательной основой для разработки СанПиН служат: "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", Законы Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителей",  Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

2.1.1. Согласно Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 3), санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы (санитарные правила) являются нормативными актами, устанавливающими критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

2.1.2. Действие нормативных актов, противоречащих санитарному законодательству Российской Федерации, препятствующих и ограничивающих применение действующих Санитарных правил подлежат отмене по постановлению Главного государственного санитарного врача.

2.1.3. В соответствии с п. 5.1 СанПиН и согласно Закону Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 32), к санитарно-эпидемиологическому надзору отнесена деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей, в частности от потребления недоброкачественной питьевой воды, путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушения санитарного законодательства.

2.1.4. Надзор за обеспечением доброкачественной питьевой водой в войсках и на специальных объектах Министерства обороны РФ, Министерства путей сообщения РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной налоговой полиции РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем Минздрава России, расположенных на территории РФ, отнесен к компетенции ведомственных санитарно-эпидемиологических служб.

2.1.5. Производственный контроль обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами независимо от подчиненности и форм собственности, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения питьевого назначения.

2.1.6. К компетенции органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю качества питьевой воды, региональному нормированию. Отмеченное обстоятельство является основанием для службы водопроводов и учреждений санэпидназора (СЭН) представлять органам местного самоуправления на утверждение рабочие программы производственного контроля качества воды, планы мероприятий по обеспечению необходимого качества воды, и регионального нормирования с обоснованием финансовых затрат.

2.2. Каждая из упомянутых организаций использует требования СанПиН только в рамках своей компетентности.

2.3. Взаимодействие служб водопровода, Госсанэпиднадзора, ведомственного санэпиднадзора, органов местного самоуправления определено СанПиН в качестве взаимосвязанных, совместно работающих структур, равно отвечающих за обеспечение населения доброкачественной питьевой водой.

2.4. В область финансовых расчетов между организациями и предприятиями, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения, и учреждениями СЭН входят работы, связанные с выполнением анализов качества воды по заказу службы водопроводов (по показателям, которые не могут быть определены ими самостоятельно).

3. Организация производственного контроля за качеством воды
централизованных систем питьевого водоснабжения



3.1. Основные требования к организации производственного контроля качества воды в системах водоснабжения установлены п. 3.4 СанПиН.

В том случае, когда владельцами водопроводных сооружений и магистральных водоводов является одна организация, а внутриквартальные сети находятся на балансе другой, производственный контроль и финансовые расчеты осуществляются в соответствии с хозяйственными договорами, утвержденными органами местного самоуправления.

3.2. Выбор контролируемых показателей, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения питьевой воды в процессе разработки рабочей программы производственного контроля за качеством воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

3.3. Рабочая программа разрабатывается в шесть этапов.

3.3.1. Первый этап предусматривает анализ данных, характеризующих качество воды источника, обработанной питьевой воды и воды разводящей сети. Используется базовая информация, имеющаяся в организациях, контролирующих или изучавших (в рамках НИР, разработок ТЭО и т.д.) качество воды источника, условия, формирующие качество воды источника, питьевой воды и т.д. (приложение 1)*.

_________________

* За безвозмездное и скоординированное предоставление необходимой информации отвечают органы местного самоуправления.

3.3.2. Второй этап - выбор контрольных створов по результатам анализа базовых данных и подготовка перечня показателей для программы расширенных исследований (макет программы дан в приложении 2 МУ). Перечень согласовывается с учреждениями ГСЭН. Места отбора проб (контрольные створы) утверждаются органами местного самоуправления по представлению учреждений ГСЭН. Основные критерии, используемые при формировании программы расширенных исследований, даны в разделе 5 МУ.

3.3.3. Третий этап - расширенные исследования воды источника (приложение 3), обработанной питьевой воды и воды в сети проводятся с целью определения наиболее информативных показателей, характеризующих стабильность качества воды в источнике, барьерную роль водопроводных сооружений, вероятность вторичного загрязнения питьевой воды в процессе ее подготовки и транспортирования.

3.3.4. Четвертый этап - разработка рабочей программы производственного контроля качества воды для каждого водопровода выполняется с учетом полученных результатов (приложение 4).

3.3.5. Пятый этап - разработка планов мероприятий по реализации рабочей программы.

3.3.6. Шестой этап - согласование рабочей программы и плана мероприятий с органами СЭН и утверждение их органами местного самоуправления сроком не более 5 лет.

3.3.7. Сроки разработки рабочих программ (1-6 этапы) не должны превышать 1 год.

3.4. Рабочие программы, утверждаемые органом местного самоуправления, включают: пояснительную записку, перечень контролируемых показателей, перечень методик их определения, план пунктов отбoра проб воды для анализа и периодичность их отбора, календарные графики отбора проб и проведения исследования.

3.4.1. Пояснительная записка содержит паспорт водопровода, информацию о водоисточнике, технологии водоподготовки, используемых реагентах и гигиенические сертификаты (гигиенические заключения) на них, сведения о транспортировании и распределении воды; обоснование выбора химических веществ, показателей бактериального, вирусного, паразитарного загрязнения, радиационной безопасности для контроля; готовность  производственной лаборатории к проведению работ; соответствие требованиям СанПиН сооружений по подготовке и распределению питьевой воды; план мероприятий по улучшению технологии водоподготовки или разработки новых технологических решений, план мероприятий по ликвидации аварийных ситуаций и системы оповещения учреждений санэпиднадзора и органов местного самоуправления.

3.4.2. Перечень контролируемых показателей дифференцируется в зависимости от объекта контроля (источник, обработанная вода и питьевая вода в сети).

3.4.3. Перечень методик определения контролируемых показателей на стадии производственного контроля включает информацию о методе, шифр ГОСТ или РД, предел и погрешность определения (приложение 5а).

3.4.4. Методики, рекомендуемые при проведении расширенных исследований, представлены в приложении 5б.

3.4.5. Пробы воды в обязательном порядке должны отбираться из водозаборов, по этапам очистки перед подачей воды в распределительную сеть, в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода.

3.4.6. По каждому пункту указывается количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора.

3.5. Осуществление производственного контроля за действующей системой водоснабжения, согласно утвержденной рабочей программе, предполагает оперативное реагирование на обнаружение отклонения качества воды от требований СанПиН (с учетом уточнений и дополнений настоящих МУ, разд. 4), информирование учреждений СЭН и принятие мер по ликвидации ситуаций, приведших к загрязнению питьевой воды.

3.6. Любые решения (оперативные и долгосрочные) по ограничению, запрещению использования питьевой воды населением применяются по согласованию с учреждениями СЭН; трактовка степени опасности питьевого водопользования дается учреждениями СЭН.

3.7. Срок действия утвержденных рабочих программ - не более 5 лет. При необходимости (в зависимости от изменившейся санитарной ситуации) он может быть сокращен.

4. Организация работы производственных лабораторий



4.1. Согласно СанПиН производственный контроль качества питьевой воды проводится лабораторией водопровода, осуществляющего эксплуатацию систем водоснабжения по рабочей программе. В структуре водопровода должна быть производственная лаборатория, состоящая из двух самостоятельных отделений (химического и микробиологического), или должен быть заключен договор в установленном порядке с аккредитованной лабораторией.

При подготовке лабораторий к работе решают две основные задачи: создание материальной базы для контроля качества воды по показателям, вошедшим в рабочую программу (приобретение приборов, аттестованных методик, ГСО, НД, реактивов и т.п.); обеспечение требуемой точности текущих измерений. Это положение установлено Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений". Для выполнения этого условия в лаборатории должны постоянно выполняться требования, правила и нормы метрологического обеспечения.

Государственный надзор за метрологическим обеспечением производственных лабораторий осуществляют территориальные органы Госстандарта РФ в установленном порядке.

Ведомственный контроль за метрологическим обеспечением осуществляют головные организации метрологической службы, аккредитованные ведомством на ведение этого вида деятельности. В Государственном комитете РФ по жилищной и строительной политике, Департаменте ЖКХ эти функции возложены на головную организацию метрологической службы аналитического контроля (ГОМС АК), аккредитованную в установленном порядке на данный вид деятельности. Эта служба ведет работы по практической организации метрологического обеспечения аналитических работ лабораторий. Одной из форм такой работы является ведомственная аттестация производственных лабораторий или государственная аккредитация лабораторий на техническую компетенцию на добровольной основе. Этот последний вид деятельности осуществляют органы по аккредитации лабораторий, т.е. организации, получившие от Госстандарта РФ право на данный вид деятельности.

4.1.1. Основные требования к аттестуемым лабораториям

Аттестацию лабораторий осуществляют в соответствии с РД 50-194-80 "Методические указания аттестации аналитических лабораторий предприятий и организаций. Основные положения" с учетом письма N 510/10-762 oт 23.09.92 Госстандарта РФ о системе аккредитации аналитических лабораторий, а также принимая во внимание РД 50-674-88 "Методические указания метрологического обеспечения количественного химического анализа. Основные положения".

4.1.2. Основные критерии аттестации производственных лабораторий водопровода:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs