Статус документа
Статус документа

ВСН 4-81/Минавтодор РСФСР Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩИХ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ МОСТОВ И ТРУБ



2.1. При текущих осмотрах мостовой мастер должен детально осматривать все элементы мостового перехода, включая конструкцию проезжей части и тротуаров, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, пролетные строения, опорные части и опоры, русло и регуляционные сооружения, конусы насыпи и подходы к мосту. На путепроводах ему нужно проверять обязательно подмостовой габарит, а на водопропускных трубах определять состояние русла и лотков, оголовков и звеньев труб, укрепление откосов насыпи и состояние проезжей части над трубой. Кроме того, в зимний период при низких температурах мостовой мастер должен осматривать в основном стальные конструкции сварных и клепано-сварных пролетных строений и проверять положение катков опорных частей на этих сооружениях.

2.2. Текущий осмотр элементов мостов и труб проводится в соответствии с методикой, изложенной в "Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24).

2.3. Мостовой мастер при осмотре элементов мостов и труб обязан выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих незамедлительного устранения, фиксировать их в натуре, а также в технической документации; при необходимости организовать и вести наблюдения за изменением дефектов во времени, проводить контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций элементов и определять объем ремонтных работ по уходу за сооружением и текущему ремонту. Кроме того, он должен контролировать выполнение постоянного надзора и содержания.

2.4. К числу дефектов, требующих незамедлительного устранения, относятся дефекты, снижающие грузоподъемность сооружения и безопасность движения (см. раздел 13).

Изменение размеров дефекта во времени выявляют путем сопоставления и анализа данных по двум и более осмотрам.

Если на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность и безопасность движения, или обнаружен прогрессирующий рост какого-либо дефекта или группы однородных дефектов, мастер должен немедленно сообщить об этом главному инженеру (начальнику) дорожного подразделения.

2.5. Для наблюдения за изменением во времени наиболее опасных трещин в бетоне и металле пользуются контрольными маяками в виде полоски из гипса, которой перекрывают трещину в месте наибольшего ее раскрытия. Время и место установки маяка должны быть зафиксированы в книге искусственного сооружения. Появление разрыва маяка в месте трещины свидетельствует об ее развитии.

2.6. Все дефекты необходимо фиксировать на конструкции мелом или краской в момент обнаружения, отмечая трещины линией (вдоль трещины); раковины, сколы, зону слабого бетона, выпучивание элемента, его деформирование или смятие - линией по периметру дефекта; границы трещины - поперечным штрихом по ее концам; наибольшее раскрытие трещины - цифрой на конструкции.

2.7. Контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций сооружения необходимы в случаях обнаружения отклонений элементов пролетных строений от нормального положения в плане или профиле, а также при наклоне или осадке опор (см. п. 3.12 и 3.13).

Для выполнения этих работ используются геодезические инструменты (порядок работ см. в разделе 11).

2.8. При периодическом осмотре следует проверять общее состояние мостов, производя в случае необходимости инструментальные измерения, выявлять дефекты, требующие устранения, устанавливать причины их образования и намечать способы их устранения, составлять перечень необходимых ремонтных работ, выявлять качество осуществляемого надзора и намечать порядок надзора на последующий период, а после ремонта сооружения проверять эффективность выполненных работ. Методика осмотра та же, что и при текущих осмотрах.

2.9. По результатам осмотров мостов и труб следует дать оценку состоянию сооружения (методику см. в разделе 13).

2.10. Результаты текущих и периодических осмотров по каждому сооружению должны быть отмечены в книге искусственного сооружения. В ней должны быть указаны время проведения работ, обнаруженные дефекты, намечаемый объем ремонта и перечислены должности и фамилии лиц, выполнивших осмотр.

Начальник дорожного подразделения должен контролировать ведение книг, ежегодно просматривая их.

2.11. При выявлении опасных дефектов необходимо составлять заключение (или акт), направляемое затем в дорожное управление для принятия решения по условиям дальнейшей эксплуатации сооружения.