ВСН 4-81
-----------------------------
Минавтодор РСФСР
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОСМОТРОВ МОСТОВ
И ТРУБ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Дата введения 1982-01-01
СОСТАВЛЕНА в Государственном дорожном проектно-изыскательском и научно-исследовательском институте (Гипродорнии) Минавтодора РСФСР канд. техн. наук С.А.Мусатовым
ВНЕСЕНА Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гипродорнии
УТВЕРЖДЕНА Министерством автомобильных дорог РСФСР 31 марта 1981 г.
1.1. Настоящая инструкция содержит правила и порядок проведения работ по осмотрам мостов (в том числе путепроводов, эстакад, виадуков) и водопропускных труб на автомобильных дорогах.
1.2. На всех местах и трубах необходимо регулярно проводить осмотры текущие, периодические и специальные.
Осмотры мостов и труб осуществляются техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а в необходимых случаях также мостоиспытательными и другими специализированными организациями.
1.3. Цель текущих и периодических осмотров: наблюдение за общим состоянием мостов и труб с выявлением дефектов, требующих устранения; определение объемов ремонтных работ; контроль выполненных работ по содержанию и ремонту, установление порядка дальнейшего надзора за сооружением.
1.4. Текущие осмотры мостов и труб проводят мостовые (дорожные) мастера дорожных подразделений (ДРСУ и т.д.) на вверенном им участке дороги в сроки, установленные "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24-75), а именно:
деревянные мосты, наплавные мосты - не реже одного раза в квартал;
металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы - не реже одного раза в полугодие;
цельносварные, клепаносварные, а также усиленные сваркой стальные и сталежелезобетонные пролетные строения - в зимний период не реже одного раза в месяц, а при температуре воздуха ниже - 20 °С - ежедневно.
Мосты и трубы с дефектами, влияющими на грузоподъемность сооружения, а также ветхие и слабые сооружения в зависимости от состояния необходимо осматривать чаще.
Текущие осмотры рекомендуется проводить после прохода паводковых вод и ледохода, а также осенью (перед началом ледостава); малые сооружения, кроме того, - после сильных ливневых дождей, когда наблюдается подъем уровней рек.
1.5. Периодические осмотры производит начальник (заместитель начальника) или главный инженер дорожного подразделения совместно с мостовым (дорожным) мастером после прохода наводковых вод, а также после выполнения значительных по объему ремонтных работ.
1.6. Все мосты и трубы должны быть подвергнуты специальным осмотрам с привлечением мостоиспытательных организаций или специальных комиссий, организуемых при дорожных управлениях (автодорах, управлениях дорог).
Цель специальных осмотров (обследований) мостов:
определение технического состояния сооружения с выявлением дефектов, снижающих грузоподъемность, долговечность и безопасность движения;
проверка качества содержания сооружения; проверка наличия и качества ведения технической документации (в том числе карточек на мост, книг искусственного сооружения и пр.);
разработка предложений по устранению повреждений;
определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружений (перечень оборудования см. в прил. 3).
1.7. Специальные осмотры сооружений следует проводить в плановом порядке в следующие сроки:
деревянные мосты - периодически 1 раз в 5 лет;
металлические, железобетонные, бетонные и каменные мосты и трубы - 1 раз в 10 лет;
после капитального ремонта;
при организации пропуска сверхнормативных нагрузок и после их прохода.
Если при текущем или периодическом осмотре на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность, то такой мост или труба должны быть осмотрены в первую очередь.
1.8. При специальных осмотрах мосты длиной более 100 м должны обследовать и испытывать мостоиспытательные станции треста "Росдороргтехстрой" Минавтодора РСФСР, а также научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, имеющих соответствующий опыт работ и необходимое оборудование.
Специальные осмотры деревянных простых балочных мостов, а также всех мостов длиной до 100 м и водопропускных труб могут проводить комиссии, образуемые при автодорах или управлениях дорог. Работы по осмотрам малых и средних мостов целесообразно осуществлять в порядке сплошного специального их осмотра на данной дороге или маршруте.
1.9. Мостоиспытательные организации при специальных осмотрах могут проводить испытания моста с целью определения действительной работы его отдельных частей или элементов в случаях:
обнаружения дефектов, снижающих несущую способность элементов конструкций, влияние которых трудно учесть расчетом;
после капитального ремонта или усиления элементов, когда имеется сомнение в эффективности этих мероприятий;
определения грузоподъемности сооружения или возможности пропуска по нему конкретной тяжеловесной нагрузки, когда решение этих вопросов расчетным путем затруднено.
1.10. Материалы специальных осмотров сооружений (технические отчеты, заключения или акты) в совокупности с другими документами служат основанием для разработки мероприятий по содержанию и ремонту мостов и труб, проведению их усиления и реконструкции, пропуску тяжелых транспортных средств, а также для введения или отмены установленных ограничений по пропуску нагрузок.
1.11. При осмотрах сооружений необходимо пользоваться смотровыми приспособлениями постоянного и временного типа - проходами вдоль элементов конструкций, лестницами, люльками, переносными и стационарными подмостями и пр. При выборе типа смотровых приспособлений и обеспечении необходимых требований к ним следует руководствоваться техническими правилами по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Смотровые приспособления, а также специальные обустройства для испытаний должны отвечать требованиям техники безопасности.
1.12. Подготовительные работы перед осмотром (очистка сооружения от мусора, грязи и снега, установка реперов, устройство подмостей, специальных обустройств и приспособлений, выделение рабочей силы и материалов на проведение осмотров, регулирование движения по мосту и под мостом в период осмотров и др.) должно выполнять дорожное подразделение по содержанию искусственного сооружения.
Состав и объем подготовительных работ определяет организация, выполняющая осмотры.
Рис. 1.1. Схема обозначения элементов искусственного сооружения:
а - опор пролетных строений; б - диафрагм и панелей; в - элементов сквозных ферм; г - звеньев труб. Стрелкой показано направление хода километража для мостов
1.13. Все производственные работы при осмотрах и испытаниях выполняют с обязательным, полным соблюдением действующих правил и норм охраны труда, а также техники безопасности по соответствующим видам работ (перечень правил и норм см. в прил. 2).
1.14. При осмотрах мостов и труб необходимо, как правило, применять систему обозначения и счета элементов, принятую в исполнительной документации на сооружение. В случае отсутствия технической документации или отсутствия в ней этой информации следует обозначать:
опоры цифрами, начиная с единицы (1, 2, …) по направлению возрастания километража автомобильной дороги, а концы крайних консолей соответственно через нуль и числом после номера последней опоры (рис. 1.1);
пролеты номерами соответствующих опор (1, 2, …), подвесные пролеты - опор с индексом (1`-2`; 2`-3`, …), консоль пролета номерами опор и ее конца (0-1, 2-2`, …);
главные балки (фермы, арки и т.д.) пролетных строений и звенья водопропускных труб - цифрами, начиная с единицы, с верховой стороны реки (ручья). На путепроводах, эстакадах через озера, суходолы и пр. номера элементов надо принимать слева направо по ходу километража автомобильной дороги, на которой расположено сооружение;
диафрагмы, ребра жесткости, поперечные балки и связи в пролетных строениях по длине пролета цифрами, начиная с единицы по направлению возрастания номера опоры. Причем в разрезных системах для каждого пролета нумерацию пролета нужно принимать отдельной, а в неразрезных непрерывной на всю длину неразрезной части;
панели пролета номерами соответствующих диафрагм и т.д. (1-2, 2-3, 3-4, …);
тротуары словами соответственно "верховой" и "низовой" (или "левый" и "правый");
элементы сквозных ферм номерами (см. рис. 1.1, е);
подходы к мосту и регуляционные сооружения словами "левобережный" и "правобережный" (или для путепроводов соответственно "в начале" и "в конце" сооружения); регуляционные сооружения - "верховой" и "низовой".
2.1. При текущих осмотрах мостовой мастер должен детально осматривать все элементы мостового перехода, включая конструкцию проезжей части и тротуаров, деформационные швы и сопряжения моста с насыпью, пролетные строения, опорные части и опоры, русло и регуляционные сооружения, конусы насыпи и подходы к мосту. На путепроводах ему нужно проверять обязательно подмостовой габарит, а на водопропускных трубах определять состояние русла и лотков, оголовков и звеньев труб, укрепление откосов насыпи и состояние проезжей части над трубой. Кроме того, в зимний период при низких температурах мостовой мастер должен осматривать в основном стальные конструкции сварных и клепано-сварных пролетных строений и проверять положение катков опорных частей на этих сооружениях.
2.2. Текущий осмотр элементов мостов и труб проводится в соответствии с методикой, изложенной в "Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог" (ВСН 24).
2.3. Мостовой мастер при осмотре элементов мостов и труб обязан выявлять строительные и эксплуатационные дефекты с выделением требующих незамедлительного устранения, фиксировать их в натуре, а также в технической документации; при необходимости организовать и вести наблюдения за изменением дефектов во времени, проводить контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций элементов и определять объем ремонтных работ по уходу за сооружением и текущему ремонту. Кроме того, он должен контролировать выполнение постоянного надзора и содержания.
2.4. К числу дефектов, требующих незамедлительного устранения, относятся дефекты, снижающие грузоподъемность сооружения и безопасность движения (см. раздел 13).
Изменение размеров дефекта во времени выявляют путем сопоставления и анализа данных по двум и более осмотрам.
Если на сооружении обнаружены дефекты, снижающие его грузоподъемность и безопасность движения, или обнаружен прогрессирующий рост какого-либо дефекта или группы однородных дефектов, мастер должен немедленно сообщить об этом главному инженеру (начальнику) дорожного подразделения.
2.5. Для наблюдения за изменением во времени наиболее опасных трещин в бетоне и металле пользуются контрольными маяками в виде полоски из гипса, которой перекрывают трещину в месте наибольшего ее раскрытия. Время и место установки маяка должны быть зафиксированы в книге искусственного сооружения. Появление разрыва маяка в месте трещины свидетельствует об ее развитии.
2.6. Все дефекты необходимо фиксировать на конструкции мелом или краской в момент обнаружения, отмечая трещины линией (вдоль трещины); раковины, сколы, зону слабого бетона, выпучивание элемента, его деформирование или смятие - линией по периметру дефекта; границы трещины - поперечным штрихом по ее концам; наибольшее раскрытие трещины - цифрой на конструкции.
2.7. Контрольно-инструментальные измерения для выявления общих деформаций сооружения необходимы в случаях обнаружения отклонений элементов пролетных строений от нормального положения в плане или профиле, а также при наклоне или осадке опор (см. п. 3.12 и 3.13).
Для выполнения этих работ используются геодезические инструменты (порядок работ см. в разделе 11).
2.8. При периодическом осмотре следует проверять общее состояние мостов, производя в случае необходимости инструментальные измерения, выявлять дефекты, требующие устранения, устанавливать причины их образования и намечать способы их устранения, составлять перечень необходимых ремонтных работ, выявлять качество осуществляемого надзора и намечать порядок надзора на последующий период, а после ремонта сооружения проверять эффективность выполненных работ. Методика осмотра та же, что и при текущих осмотрах.
2.9. По результатам осмотров мостов и труб следует дать оценку состоянию сооружения (методику см. в разделе 13).
2.10. Результаты текущих и периодических осмотров по каждому сооружению должны быть отмечены в книге искусственного сооружения. В ней должны быть указаны время проведения работ, обнаруженные дефекты, намечаемый объем ремонта и перечислены должности и фамилии лиц, выполнивших осмотр.
Начальник дорожного подразделения должен контролировать ведение книг, ежегодно просматривая их.
2.11. При выявлении опасных дефектов необходимо составлять заключение (или акт), направляемое затем в дорожное управление для принятия решения по условиям дальнейшей эксплуатации сооружения.
3.1. Специальные осмотры (обследование) включают:
ознакомление с технической документацией на сооружение;
определение основных размеров сооружения и его элементов;
выявление положения сооружения и его элементов в плане и профиле;
проверку соответствия толщины покрытия проезжей части и положения опорных частей на опоре требованиям проекта;
выявление профиля русла в створе моста;
оценку его технического состояния и выявление дефектов;
определение грузоподъемности и назначение режима эксплуатации сооружения;
составление отчетной документации (акта и отчета) с предложениями по технологии устранения опасных дефектов.
3.2. Необходимость испытания сооружения, подводного обследования опор, лабораторной проверки качества материалов и других специальных работ определяется по результатам анализа комплекса работ по п. 3.1.