2.1. Метод измерения расхода жидкости и газа по скорости потока в одной точке поперечного сечения основан на закономерностях турбулентного течения в трубах, согласно которым скорость потока в определенной точке сечения трубы пропорциональна средней скорости в данном сечении.
2.2. При определении расхода данным методом необходимо измерить первичным преобразователем местную скорость в одной точке поперечного сечения трубы и площадь данного измерительного сечения. Расход , м/с, определяют по формуле
,
где - отношение средней скорости потока в данном сечении к скорости потока в точке измерения;
- местная скорость потока, м/с;
- площадь поперечного сечения трубы, м.
Примечание. Для увеличения надежности допускается устанавливать несколько первичных преобразователей в одном сечении.
2.3. Местную скорость потока измеряют в точках, где она равна средней скорости в данном сечении (в точках средней скорости) или на оси трубы.
Точки средней скорости при развитом турбулентном течении измеряемой среды расположены на расстоянии (0,242±0,013) от внутренней поверхности стенки трубы, где - внутренний радиус трубы в измерительном сечении.
2.4. Коэффициент при измерении в точках средней скорости остается постоянным и равным единице во всем диапазоне турбулентного течения. При измерении скорости потока на оси трубы коэффициент остается постоянным только в автомодельной области турбулентного режима течения (см. справочное приложение 1).
При измерении скорости потока на оси трубы значение коэффициента зависит от гидравлических характеристик труб (шероховатости поверхности, числа Рейнольдса Re) и его необходимо предварительно определять экспериментально для каждого измерительного сечения.
Примечание. При достоверно известном значении коэффициента гидравлического трения коэффициент допускается принимать по табл.1.
Таблица 1
0,01 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,06 | |
0,875 | 0,84 | 0,80 | 0,77 | 0,74 | 0,713 |
2.5. Для измерения расхода жидкости и газа необходимо наличие прямого участка трубопровода, обеспечивающего симметричное установившееся распределение скоростей потока, соответствующее развитому турбулентному течению в трубе. Значение коэффициента гидравлического трения трубопровода не должно превышать 0,06. При измерении скорости на оси трубы режим течения должен соответствовать автомодельной области турбулентного течения.
Режим течения определяют в зависимости от значения числа Re и коэффициента по графику, приведенному в справочном приложении 1.