ГОСТ Р ИСО 14011-98
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ АУДИТУ
ПРОЦЕДУРЫ АУДИТА
Проведение аудита систем управления окружающей средой
Guidelines for environmental auditing. Audit procedures.
Auditing of environmental management systems
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 1999-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. N 378
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14011-96 "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
У разного рода организаций может возникнуть необходимость продемонстрировать свою ответственность за состояние окружающей среды. В качестве одного из путей удовлетворения этой необходимости были выдвинуты концепция систем управления окружающей средой и связанная с ними практика проведения экологических аудитов. Эти системы предназначены для того, чтобы помочь организации установить и постоянно выполнять требования, касающиеся ее экологической политики и целей, требования стандартов и другие требования.
Настоящий стандарт содержит процедуры проведения аудита систем управления окружающей средой. Он предназначен для организаций любого типа и масштаба, которые используют систему управления окружающей средой.
Настоящий стандарт устанавливает процедуры аудита, обеспечивающие планирование и проведение аудита системы управления окружающей средой, для определения ее соответствия критериям аудита системы управления окружающей средой.
Следующие стандарты содержат положения, которые путем ссылки в этом тексте составляют положения настоящего стандарта. Все стандарты подлежат пересмотру, и сторонам соглашений, основанных на настоящем стандарте, рекомендуется найти возможность применения самых последних изданий стандартов, перечисленных ниже.
ГОСТ Р ИСО 14001-98 Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.
ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.
ГОСТ Р ИСО 14012-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
Применительно к этому стандарту вместе с перечисленными ниже определениями используются определения, приведенные в ГОСТ Р ИСО 14010 и ГОСТ Р ИСО 14011.
Примечание - Термины и определения в области управления окружающей средой даны в ИСО 14050.
3.1 Система управления окружающей средой (environmental management system) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения, анализа и поддержания экологической политики (ГОСТ Р ИСО 14001).
3.2 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) - систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в данной организации, критериям аудита такой системы, а также для сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, клиенту.
3.3 Критерии аудита системы управления окружающей средой (environmental management system audit criteria) - политика, методы, процедуры или требования, например, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 14001, и, если уместно, любые дополнительные требования к системе управления окружающей средой, с которыми аудитор сравнивает собранные аудиторские данные о системе управления окружающей средой в данной организации.
4.1 Цели аудита
Аудит системы управления окружающей средой должен преследовать определенные цели; ниже приведены примеры типичных целей аудита:
а) определить соответствие системы управления окружающей средой проверяемой организации критериям аудита системы управления окружающей средой;
б) определить, внедрена ли и поддерживается ли система управления окружающей средой проверяемой организации должным образом;
в) идентифицировать области для потенциального улучшения системы управления окружающей средой проверяемой организации;
г) оценить способность процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную пригодность и эффективность системы управления окружающей средой;
д) провести оценку системы управления окружающей средой в организации, у которой есть намерения установить контрактные отношения, например, с потенциальным поставщиком или партнером по совместному предприятию.
4.2 Роль, ответственность и деятельность
4.2.1 Ведущий аудитор
Ведущий аудитор отвечает за обеспечение действенного и эффективного проведения и завершения аудита в соответствии с объемом и планом аудита, утвержденными клиентом.
Кроме того, в обязанности и деятельность ведущего аудитора должны входить:
а) консультации с клиентом и проверяемой организацией, если уместно, при определении критериев и объема аудита;
б) получение надлежащей исходной информации, необходимой для достижения целей аудита, например, подробности о деятельности проверяемой организации, ее продукции, услугах, местоположении и непосредственном окружении, а также подробности предыдущих аудитов;
в) определение выполнения требований к экологическому аудиту, приведенных в ГОСТ Р ИСО 14010;
г) формирование аудиторской группы с учетом возможных конфликтов интересов и согласование состава группы с клиентом;
д) руководство работой аудиторской группы согласно указаниям ГОСТ Р ИСО 14010 и настоящего стандарта;
е) разработка плана аудита при соответствующих консультациях с клиентом, проверяемой организацией и членами аудиторской группы;
ж) сообщение окончательного плана аудита аудиторской группе, проверяемой организации и клиенту;
з) координация подготовки рабочих документов и подробных процедур, а также инструктаж аудиторской группы;
и) поиск путей разрешения любых проблем, возникающих в процессе аудита;
к) признание факта, когда цели аудита становятся недостижимыми, и извещение клиента и проверяемой организации о причинах этого;