Статус документа
Статус документа

        

МДС 13-3.2000

             

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ


УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. N 170


ВВЕДЕНИЕ


Демонополизация и развитие конкурентной среды в сфере обслуживания жилья, разделение функций заказчика и подрядчика, развитие договорных отношений, наличие многообразия собственников жилья, привлечение частичного бизнеса к выполнению работ по содержанию и ремонту жилищного фонда предопределили необходимость пересмотра традиционных подходов к вопросам содержания жилищного фонда и действующих нормативно-методических документов.

За последние годы существенное изменение нормативно-правовых основ в сфере управления собственностью, в том числе жилищным фондом, экономических условий и финансовых основ содержания жилья; нарушение преемственности в кадровой политике, в сохранении положительного опыта на местах в результате перехода на рыночные формы хозяйствования изменило отношение специалистов на всех уровнях ЖКХ к неукоснительному исполнению основополагающих нормативных актов - ВСН 58-88(р), Правил и норм технической эксплуатации, "Методик" и "Положений" в части обязательности соблюдения принципов Системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов (далее - "Системы ТОиР"). Указанные причины и проводимая реструктуризация системы организации управления и производства в жилищной сфере в рамках реформы ЖКХ потребовали от авторов в качестве отправной посылки пересмотреть и "привязать" действующие нормативные положения и принципы построения "Системы ТОиР" к целям и задачам настоящих "Методических рекомендаций".

Прежде всего следует отметить, что методические принципы, основные термины и понятия "Системы ТОиР"* несут в себе не только нормативные требования к тем или иным процессам "Системы", но и, что очень важно, предопределяют скрытую, на первый взгляд, но четкую структуру нормативной схемы организации и регламентации процесса производства работ (услуг) в жилищном хозяйстве.

______________

* ВСН 58-88(р) / Госкомархитектура.

Авторы вынуждены также отмечать, что новые Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены приказом Госстроя РФ от 26.12.97 г. N 17-139) по ряду позиций не корреспондируются с ВСН 58-88(р), а внутри себя содержат ряд несогласованностей в расшифровке терминов, пояснениях и составе работ по отдельным разделам "Системы ТОиР".

Поэтому предлагается получивший наибольшее применение в практике, по мнению экспертов, вариант структуризации "Системы ТОиР". Основываясь на предложенном варианте "Системы ТОиР", в целях ее практического применения авторы проработали матрицу распределения функций организации, обслуживающей жилищный фонд по производственным подразделениям, подрядчикам, блокам и элементам "Системы ТОиР" (приложение 1).

В "Методических рекомендациях" изложены принципиально важные факторы, отражающие существо рыночных механизмов хозяйствования: конкурсный отбор подрядчиков, лицензирование ремонтных работ, претензионная работа, новые подходы к оценке и приемке выполненных работ, имея в виду, что плановый текущий ремонт является основным средством содержания строительных конструкций и инженерного обеспечения здания в работоспособном состоянии, поддержания эксплуатационных показателей жилья, предоставления населению нормативного уровня жилищных и коммунальных услуг.

За рамками настоящих "Методических рекомендаций" остались вопросы, относящиеся в "Системе ТОиР" к разделу - "Техническое обслуживание", но занимающие значительное место в работе ремонтно-эксплуатационных организаций и наиболее ярко отражающие местные различия в организации и проведении работ. Это - аварийное (аварийно-диспетчерское) обслуживание и заявочный ремонт, не относящиеся согласно "Системе ТОиР" к текущему ремонту жилищного фонда.

Авторы заранее признательны коллегам - разработчикам и практикам за возможные дополнения, изменения в "Методические рекомендации" и критические замечания в свой адрес, которые будут учтены при подготовке второго издания.

Особую благодарность авторы выражают Л.Н.Чернышеву за общее редактирование и участие в работе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Текущий ремонт включает в себя комплекс ремонтно-строительных работ, выполняемых в плановом порядке с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов здания и поддержания эксплуатационных показателей.

1.2. Организация и проведение планового текущего ремонта жилых зданий должны осуществляться в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, Техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилищного фонда, Техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий и другими нормативными актами Госстроя России.

1.3. Периодичность планового текущего ремонта следует принимать в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных климатических условий.

1.4. Продолжительность планового текущего ремонта рекомендуется определять по нормам на каждый вид ремонта конструкций и инженерного оборудования.

Для предварительных плановых расчетов допускается принимать укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.

1.5. Плановый текущий ремонт инженерного оборудования жилых зданий (системы инженерного отопления и вентиляции, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения), находящегося на техническом обслуживании специализированных предприятий коммунального (жилищно-коммунального) хозяйства, должен осуществляться силами этих предприятий.

1.6. В зданиях, намеченных к производству капитального ремонта (реконструкции) в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, плановый текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормальные условия для проживания, техническую и экологическую безопасность населения.

1.7. Средние затраты на плановый текущий ремонт жилищного фонда по городу, району (с учетом рекомендуемого соотношения видов работ в "Системе ТОиР") должны, как правило, планироваться в пределах 0,3-0,55% восстановительной стоимости жилых зданий.

1.8. Из перечня выявленных во время технических осмотров дефектов и неисправностей выделяют только те, которые могут быть устранены в ходе проведения планового текущего ремонта, и включают их в опись ремонтных работ либо в смету и договор подряда. Вопросы организации технических осмотров изложены в разделе 2.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ

2.1. Результаты технических осмотров жилых зданий дают основание для определения потребности в плановом текущем ремонте жилищного фонда. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда технические осмотры подразделяются на: плановые общие и частичные, а при необходимости неплановые или внеочередные.

2.2. Плановые общие осмотры зданий проводятся два раза в год (весной и осенью) в установленные уполномоченным собственника (управляющей организацией, органом управления жилищным, жилищно-коммунальным хозяйством) сроки в зависимости от местных климатических условий.

2.2.1. Плановые общие осмотры зданий проводит комиссия в составе: представителей организации, обслуживающей жилищный фонд, (инженера жилищно-эксплуатационного участка, мастеров, техников производственных служб, рабочих соответствующих специальностей) и представителей органов общественных образований, домовых комитетов. Контроль за проведением осмотров осуществляет главный инженер организации, обслуживающей жилищный фонд (управляющей организации).

2.2.2. Весенний плановый осмотр заключается в проверке состояния конструктивных элементов, инженерного оборудования зданий и элементов внешнего благоустройства территорий по результатам эксплуатации в зимний период. На основании актов весеннего технического осмотра составляются описи ремонтных работ на плановый текущий ремонт домов, включаемых в план ПТР, муниципальный (городской) заказ на будущий год. Опись ремонтных работ на каждое строение, подлежащее плановому текущему ремонту, и намечаемое к включению в план текущего ремонта, муниципальный, городской заказ, составляется собственником жилищного фонда (управляющей организацией) по результатам плановых осмотров зданий с учетом аналитических данных диспетчерских (аварийно-диспетчерских) служб по устранению неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий.

Опись ремонтных работ может составляться также организацией, обслуживающей жилищный фонд. В этом случае она должна быть согласована с собственником (уполномоченным собственника) жилищного фонда или с управляющей организацией.

Опись ремонтных работ, составленная и согласованная в установленном порядке, является основой для составления сметы к договору на выполнение текущего ремонта жилого дома силами подрядной организации.

2.2.3. По данным результатов осеннего осмотра уточняются описи ремонтных работ и сметы на производство планового текущего ремонта.

2.2.4. По результатам планового общего осмотра на каждое строение составляются акты в соответствии с приложениями 2 и 3, в которых отмечаются все неисправности конструкций и инженерного оборудования здания.

Выявленные при осмотрах дефекты, устранение которых должно быть осуществлено в ходе планового профилактического текущего ремонта, отмечают в "Журнале регистрации результатов технических осмотров" (приложение 4).

При необходимости по согласованию с органом управления жилищным (жилищно-коммунальным) хозяйством в осмотрах могут участвовать представители специализированных организаций и технические эксперты.

2.3. В описи ремонтных работ включены также работы по заявкам жильцов (приложение 5), не имеющие срочного характера из "Журнала регистрации результатов технических осмотров", которые и выполняются в процессе производства планового профилактического текущего ремонта.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА

3.1. В ходе проведения планового текущего ремонта должны быть устранены дефекты и неисправности всех элементов здания с целью восстановления эксплуатационных требований к ним по двум направлениям:

3.1.1. Элементы жилого здания, продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию или последнего ремонта равна или незначительно превышает установленную для природно-климатических условий данного региона заменяются полностью.

В соответствии с ВСН 58-88(р) к таким элементам жилого здания относятся:

- герметизированные стыки панелей наружных стен;

- водосточные трубы и мелкие покрытия по фасаду из черной стали;

- окраска кровли масляными составами;

- покрытие поясков, сандриков и подоконников из кровельной стали;

- внутренние поверхности (стены, потолки, столярные изделия, полы, радиаторы, трубопроводы, лестничные решетки);

- наружные поверхности (стены, кровля, деревянные поверхности);

- элементы внутридомовых сетей связи и сигнализации;

- элементы внешнего благоустройства (щебеночные площадки и садовые дорожки, оборудование детских и хозяйственных площадок).

3.1.2. Дефекты и неисправности элементов жилого здания, сроки службы которых превышают межремонтные сроки, устраняются в ходе проведения ремонта.

Поскольку в ходе проведения планового текущего ремонта возможны случаи, когда все заданные проектом эксплуатационные требования и параметры не могут быть соблюдены, обязательным должно являться восстановление работоспособности конструкций и систем инженерного оборудования в качестве основного, главенствующего для потребителя услуг жилищного хозяйства требования.

3.2. Плановый текущий ремонт жилых зданий выполняется собственником (уполномоченным собственника) - организацией, обслуживающей жилищный фонд (управляющей организацией), так называемым хозяйственным способом либо подрядными организациями различных организационно-правовых форм на конкурсной основе по договору подряда. Предметом конкурса может быть как весь комплекс работ по плановому текущему ремонту, так и отдельные работы, например, ремонт специального инженерного оборудования, ремонт кровли, межпанельных стыков и др.

3.3. Для выполнения работ по плановому текущему ремонту отдельных видов инженерного оборудования жилых зданий и других специальных работ подрядная организация может привлекать, в свою очередь, на условиях субподряда специализированные подрядные организации.

3.4. Обязательным условием при организации и проведении планового текущего ремонта жилищного фонда является наличие у собственника либо уполномоченного представителя собственника (управляющей организации) лицензии на право выполнение функций "Заказчика", а у подрядной организации - на выполнение лицензируемых видов работ по ремонту жилищного фонда.

3.5. Собственники жилья или их уполномоченные (управляющие организации), организующие работы подрядным способом, проводят конкурс (подрядные торги) среди подрядных организаций на право выполнения работ по плановому текущему ремонту. Порядок и условия проведения конкурса кратко изложены в разделе 4 настоящих "Методических рекомендаций".

3.6. Собственник либо его уполномоченный (управляющая организация) обязан обеспечить контроль за ходом и качеством выполнения работ по плановому текущему ремонту, привлекая при необходимости для этих целей жилищную инспекцию или специалистов-экспертов.

3.7. Объемы и качество выполненного планового текущего ремонта жилого дома подлежат приемке комиссией в составе: представителей собственника жилищного фонда или его уполномоченного (управляющей организации), организации, обслуживающей жилищный фонд (подрядной организации), жилищной инспекции.

При наличии в жилом доме (группе домов) либо микрорайоне органа общественного самоуправления представитель его в обязательном порядке входит в состав комиссии по приемке текущего ремонта дома (группы домов).

Порядок организации приемки изложен в разделе 6 настоящих "Методических рекомендаций".

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПО ОТБОРУ ПОДРЯДЧИКА
НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

4.1. Развитие конкуренции осуществляется посредством конкурсного отбора подрядчика для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту жилищного фонда.

Эффективность конкурсного отбора подрядчиков во многом зависит от продуманной и четко организованной процедуры конкурса.

4.2. Применительно к сфере обслуживания жилищного фонда в качестве основной цели конкурсного отбора может быть установлено снижение бюджетных расходов при надлежащем качестве выполнения работ и обслуживания населения.

4.3. В условиях формирующегося рынка жилищных услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда конкурсы должны быть открытыми. Этим обеспечивается приток в монополизированную ранее сферу деятельности альтернативных подрядчиков. Большее число участников конкурса повышает вероятность выбора действительно лучшего и компетентного подрядчика.

Конкурс же, в котором принял участие только один участник, признается не состоявшимся (ст.447 п.5 ГК РФ). Практика проведения конкурсов также показывает их неэффективность в том случае, когда в конкурсе принимали участие только 2 претендента.

4.4. Все участники конкурса должны находиться в равных условиях. Состав участников не должен ограничиваться организациями, постоянно выполняющими заказы, аналогичные объявленным на конкурсе.

4.5. Организатором конкурса может быть собственник жилищного фонда (уполномоченный собственника) или обладатель имущественного права (служба заказчика), либо специализированная организация, которая действует на основании договора с собственником (или службой заказчика).

4.6. Права и обязанности организатора конкурса устанавливаются Уставом и должностными инструкциями соответствующих отделов службы заказчика либо договором на проведение конкурса, заключаемым со специализированной организацией.

Поскольку организация и проведение конкурсов является одной из основных уставных функций службы заказчика, конкурсы проводятся, как правило, именно этими организациями.

4.7. Предметом торгов при проведении конкурса является заказ на выполнение работ по текущему ремонту жилищного фонда, оформленный в виде подрядного договора.

Проект такового договора должен быть подготовлен организатором конкурса.

4.8. Объектом конкурса выступает жилищный фонд, то есть группа жилых зданий, работы по обслуживанию которых выставляются на конкурс, - конкурсный участок.

4.9. В конкурсе могут принимать участие предприятия любых форм собственности, имеющие лицензию на выполнение выставляемых на конкурс работ (если таковые подлежат лицензированию).

4.10. Для участия в конкурсе необходимо подать заявку и оферту (конкурсное предложение).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs