РД 10-112-5-97 Методические указания по проведению обследования кранов мостового типа с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. Часть 5. Краны мостовые и козловые

3.5. Проверка состояния металлических конструкций

3.5.1. Перед обследованием металлические конструкции, особенно в местах их возможного повреждения, должны быть очищены от грязи, снега, избытка влаги и смазки.

3.5.2. Наличие условий для проведения безопасного осмотра металлоконструкций согласно п.3.2.8.2 РД 10-112-96. Часть 1, обеспечивает владелец крана.

3.5.3. Обследование металлических конструкций в общем случае должно включать следующие этапы:

- внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;

- проверку элементов металлических конструкций одним (или несколькими) из видов неразрушающего контроля;

- проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и других);

- измерение остаточных деформаций балок, ферм и отдельных поврежденных элементов;

- оценку степени коррозии элементов металлических конструкций;

- выполнение проверочного расчета на сопротивление усталости в случаях, предусмотренных Приложением З5 к настоящему РД.

3.5.4. Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических средств и переносных источников света, при этом особое внимание должно быть уделено следующим местам возможного появления повреждений:

- участкам резкого изменения сечений;

- местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;

- местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;

- местам, характерным для конструкций кранов данного типа, где наиболее вероятно могут возникнуть трещины (см. Приложения Е5, Л5 и П5 к настоящему РД);

- местам возможного скопления влаги.

3.5.5. При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов:

- трещин в основном металле, сварных швах и околошовной зоне, косвенными признаками наличия которых являются шелушение и растрескивание краски, местная коррозия, подтеки ржавчины и т.п.;

- механических повреждений;

- расслоения основного металла (например, на торцевых поверхностях свесов поясов коробчатых металлоконструкций);

- некачественного исполнения ремонтных сварных соединений;

- люфтов шарниров, ослабления болтовых и заклепочных соединений;

- возникших очагов коррозии.

3.5.6. При обнаружении признака наличия трещин (а также для определения фактических границ распространения выявленной трещины) в металлической конструкции или сварном шве, подозрительные места рекомендуется подвергать проверке одним из видов неразрушающего контроля.

Выбор технических средств для проведения неразрушающего контроля определяет комиссия, проводящая обследование.

3.5.7. Неразрушающему контролю также рекомендуется подвергать элементы металлоконструкции крана, представленные в табл.2.

Таблица 2

     
Элементы металлоконструкций, подвергаемые неразрушающему контролю
при проведении обследований кранов мостового типа