3.1.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа в целях продления срока дальнейшей эксплуатации необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.
При необходимости или по просьбе владельца обследование может быть проведено и в связи с реконструкцией крана.
3.1.2. Предусматриваются следующие виды обследования грузоподъемных кранов мостового типа:
- первичное;
- повторное;
- внеочередное.
Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации крана.
3.1.3. Первичное обследование кранов, изготовленных в соответствии с ГОСТ 27584 и установленных в отапливаемых помещениях, следует проводить по истечении нормативного срока службы, исчисляемого с момента изготовления крана, а также с учетом требований п.3.1.4 настоящего РД.
Для кранов, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, а также для кранов, которые не соответствуют ГОСТ 27584, за нормативные принимают сроки, приведенные в табл.1 (первичное обследование).
Таблица 1
Сроки проведения первичных и повторных обследований кранов мостового типа
Группа классификации (режима) крана по | Группа режима по классификации Правил Госгортехнадзора СССР 1969 г. " | Срок до проведения первичного обследования (календарный), лет | Срок до проведения повторного обследования, годы |
8К/А8 | ВТ | 12(12)* | 2(2)* |
6К-7К/А6-А7 | Т | 16(12)* | 2(2)* |
4К-5К/А4-А5 | С | 16(16)* | 3(2)* |
2К-3К/А2-А3 | Л | 20(16)* | 5(2)* |
1К/А1 | Л (редкое использование) | 30(16)* | 10(3)* |
Примечания: а) " - приближенное соответствие только для целей обследования.
б) * - в скобках указаны сроки до проведения первичных и повторных обследований кранов, работающих на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях.
Сроки до проведения повторных обследований назначают на основании данных о фактической группе классификации (режима) крана по ГОСТ 25546 /ИСО 4301, определяемых по наработке крана с момента начала его эксплуатации на момент проведения обследования, и рекомендациями табл.1. В том случае, если фактическая группа классификации (режима) крана ниже или равна паспортной (например, ), и впредь до изменения группы классификации (режима) в паспорте крана, срок проведения повторного обследования назначают в соответствии с рекомендациями табл.1 для группы классификации (режима), установленной паспортом крана.
При выявлении превышения фактической группы классификации над паспортной следует руководствоваться Приложением З5 к настоящему РД и, как указано в нем, может потребоваться дополнительная проверка металлоконструкции крана на сопротивление усталости.
3.1.4. Количество обследований, как правило, не должно быть более пяти. По истечении срока после четвертого повторного обследования по рекомендации комиссии, проводившей обследование, кран может быть подвергнут либо капитально-восстановительному ремонту (определение дано в РД 10-112-3-97), либо оценке остаточного ресурса, либо - списанию.
3.1.5. Краны, эксплуатируемые в агрессивных средах (пропарочные камеры, травильные отделения, зольные цехи кожевенных заводов и т.п.), при наличии в зоне согласно Справке о работе крана (Приложение А5) источника агрессивной среды по классификации СНиП 2.03.11-85 вне зависимости от группы классификации (режима) должны проходить первичное обследование через 12 лет и повторные не реже чем через 2 года.
В сомнительных случаях (при наличии в зоне работы крана источников агрессивной среды, которые не указаны в справке, предоставленной владельцем), а также с учетом справочного Приложения Ж5 комиссия вправе принять решение о сокращении срока проведения повторного обследования.
3.1.6. Обследование состояния крановых путей выполняется согласно РД 10-138-97 и является самостоятельным разделом работ. В соответствии с "Правилами..." (ПБ 10-14-92) результаты планово-высотной съемки (и включенного в нее нивелирования) крановых путей считаются действительными в течение не более 3 лет и при выполнении очередного обследования (если оно по срокам не совпадает с комплексным обследованием согласно РД 10-138-97) указанные работы дополнительно могут не проводиться.
3.1.7. Краны подвергают внеочередному обследованию в следующих случаях:
- если в процессе эксплуатации наблюдается повторное появление трещин в несущих металлоконструкциях;
- при появлении отрицательного прогиба пролетных балок мостовых кранов свыше 0,0022 величины пролета;
- если при испытании грузом 1,25 установлено возникновение остаточной деформации;
- при наличии деформаций металлоконструкции, возникших в результате столкновений, пожара и т.п.;
- если краны подлежат перемонтажу или реконструкции;