2.1. При определении величины накладных расходов на строительные работы следует руководствоваться нормативно-методическими документами, приведенными в прил.2.
2.2. Величина накладных расходов может определяться на основе:
- укрупненных нормативов по видам строительства;
- нормативов по видам строительных и монтажных работ;
- индивидуальной нормы накладных расходов для конкретной строительной, монтажной и ремонтно-строительной организации;
- предельных норм накладных расходов на строительные работы, введенных в действие с 01.01.84 или 01.01.91, для определения базисного уровня стоимости строительства.
Решение о выборе варианта определения величины накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией.
2.3. Накладные расходы следует нормировать в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, занятых в основной деятельности. Перечень затрат на оплату труда определен п.2.10 "Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ", утвержденных Минстроем России от 04.12.95 N БЕ-11-260/7.
Порядок определения средств на оплату труда рабочих, используемых в качестве базиса для исчисления величины накладных расходов и сметной прибыли, приведен в прил.3.
2.4. При определении величины накладных расходов на основе укрупненных нормативов по основным видам строительства следует руководствоваться данными табл.1.
Таблица 1
Виды строительства | Размеры в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов для | Область применения | |
| районов | местностей, приравненных к районам Крайнего Севера |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Промышленное | 129 | 118 | Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства |
Жилищно-гражданское (кроме крупнопанельного и объемно-блочного жилищного) | 135 | 124 | Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме крупнопанельного и объемно-блочного жилищного строительства |
Крупнопанельное и объемно-блочное | 205 | 190 | Комплекс строительных работ по возведению крупнопанельных и объемно-блочных жилых домов, кроме работ по нулевому циклу, встроенным и пристроенным помещениям, прокладки внешних коммуникаций, благоустройства, монтажных, электромонтажных, слаботочных и внутренних санитарно-технических работ |
Сельскохозяйственное | 132 | 120 | Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства |
Транспортное | 127 | 116 | Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта |
Водохозяйственное | 122 | 111 | Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение |
Энергетическое | 131 | 119 | ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты |
Капитальный ремонт жилых и общественных зданий | 109 | 100 |
|
Прочие отрасли | 120 | 110 |
|
Нормативы, приведенные в табл.1, определены на основе данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) подрядных организаций с учетом результатов анкетного опроса участников инвестиционно-строительного процесса, а также отдельных организаций-представителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указанные нормативы целесообразно использовать для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
2.5. При определении величины накладных расходов на основе нормативов по видам строительных и монтажных работ следует руководствоваться данными, приведенными в прил.4.
Эти нормативы используются на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации и для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
2.6. Укрупненные нормативы накладных расходов по видам строительства и нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ могут корректироваться Госстроем России в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций.
Внесение изменений и дополнений другими инстанциями в утвержденные Госстроем России нормативы накладных расходов не допускается.
2.7. Расчет индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется осуществлять расчетно-аналитическим методом, путем прямого калькулирования по статьям затрат накладных расходов. Перечень статей затрат накладных расходов в строительстве приведен в прил.5.
При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться затраты V раздела указанного Перечня "Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы", т.к. эти затраты могут включаться, при соответствующем обосновании, в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства.
К ним относятся:
- пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений;
- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;