4.1 Предельный износ по параметрам безопасности должен устанавливаться для деталей или их сопряжений, подверженных износу при регламентированных в нормативной документации условиях эксплуатации и связанных непосредственно или функционально с параметрами или характеристиками безопасности изделий.
4.2 Предельный износ по параметрам безопасности должен быть установлен в государственных стандартах и (или) конструкторских документах на размеры или сопряжения элементов изделия. В нормативной и (или) технической документации должны быть указаны мероприятия или действия, которые должны осуществлять эксплуатирующие или ремонтные организации при достижении предельных износов, а также методы и способы их определения.
4.3 Значения предельного износа, являющиеся параметрами безопасности изделия, должны быть доведены до сведения потребителя и указаны в сопровождающей изделие документации.
4.4 Если предельный износ является критерием отказа или предельного состояния по ГОСТ 27.002 и указан в нормативной и (или) технической документации, дополнительной регламентации предельных величин износа этих элементов не требуется.
4.5 В зависимости от вида и функционального назначения изделия за критерии предельного износа принимают:
- начало резкого возрастания интенсивности изнашивания элементов машин, связанных с безопасностью;
- самовыключение или самовключение изделия (например, из-за износа торцевой поверхности зубчатых колес коробок передач);
- предельно допустимое снижение прочности изнашиваемой детали (например, износ и обрыв проволок канатов грузоподъемных устройств, из-за изнашивания толщины зуба у основания зубчатого устройства);
- выходящее за пределы допустимого влияние износа отдельных деталей сопряжения на параметр безопасности изделия;
- износ элементов зубчатых, цепных и других передач, крепежных элементов, вызывающих шум и вибрацию на месте оператора;
- возникновение триботехнических отказов, связанное с уменьшением силы трения до уровня ниже допустимого, заедание, заклинивание механизмов (например, износ по толщине накладок фрикционных тормозов и муфт, приводящий к уменьшению силы трения, а следовательно и силы удерживания грузов или машины на уклонах и т.п.);
- нарушение кинематического взаимодействия деталей (например, чрезмерное увеличение динамических нагрузок на элемент или группу элементов вследствие износа подшипников и перекоса валов);
- изменение или невозможность выполнения изделием заданных функций [1], приводящих к нарушению безопасности (например, схождение цепи со звездочки вследствие износа шарниров и вытяжка, снижение качества очистки поверхностей труб вследствие износа щеток очистной машины).
4.6 Критерии предельного износа разрабатывают после того, как определены вид, структура изделия и при наличии проекта полного комплекта конструкторских документов по ГОСТ 2.102.
4.7 При установлении критериев предельного износа конкретного изделия следует учитывать следующее:
- в результате износа может происходить скачкообразное изменение состояния изделия, приводящее его в опасное состояние для человека или окружающей среды (заклинивание механизма, поломка деталей и т.п.);
- в процессе изнашивания имеется зона интенсивного возрастания износа, приводящего к росту вибраций, шума, выделению загрязняющих веществ;
- процесс износа за время эксплуатации не имеет экстремальных зон; опасные воздействия изнашивания проявляются после достижения предельного износа.
4.8 В зависимости от назначения изделия или условий его применения предельные износы могут назначаться дифференцированно.
4.9 При установлении предельного износа составных частей изделия следует учитывать влияние изнашиваемого элемента:
на работоспособность самого элемента;
на параметр безопасности изделия в целом;
на работоспособное состояние других элементов, влияющих на параметр безопасности изделия.
4.10 Для деталей с поверхностным упрочнением предельный износ не должен превышать глубины упрочненного слоя.