Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 40.003-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ



3.1 Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

3.2 Элементы системы качества - перечень элементов системы качества соответствует Приложению Д к ИСО 9000-1, содержание элементов (подэлементов) системы качества соответствует разделу 4 ГОСТ Р ИСО 9001 - ГОСТ Р ИСО 9003, соответственно.

Примечание - Подэлемент системы качества является составной частью элемента системы качества.

3.3 Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

3.4 Область сертификации - совокупность взаимосвязанных объектов сертификации.

3.5 Область аккредитации органа по сертификации систем качества - одна или несколько согласованных отраслей хозяйства, для сертификации систем качества которых аккредитован орган по сертификации.

3.6 Проверка системы качества - систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность поставленным целям.

3.7 Специальный процесс - процесс, результаты которого нельзя в полной мере проверить последующим контролем и испытанием продукции и недостатки которого могут быть выявлены только в ходе использования продукции.

Примечание - К специальным процессам могут быть отнесены, например, сварка, пайка, термическая обработка, литье и др.

3.8 Эксперт (по качеству) - специалист, имеющий квалификацию для проведения проверок качества.

Примечания

1 Чтобы осуществить проверку качества, эксперт должен получить официальное назначение для проведения данной конкретной проверки.

2 Эксперт, назначенный для руководства проверкой качества, называется главным экспертом.

3.9 Консультант - лицо, не квалифицируемое как эксперт, но чьи специальные знания в определенной дисциплине важны для гарантии, что концепции, терминология, процесс и (или) методы испытаний, специфичные для этой дисциплины, правильно поняты членами комиссии (аудиторской группы).

3.10 Наблюдатель - лицо, назначенное второй стороной, органом по аккредитации или иной организацией по согласованию с органом по сертификации для наблюдения за проведением проверки и оценки системы качества.

3.11 Заявитель (заказчик, клиент) - лицо или организация, по запросу которых проводится проверка.

3.12 Организация - юридическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

3.13 Проверяемая организация - организация, в которой проводится проверка.

3.14 Сертифицированная организация - организация, система качества которой оценена и признана органом по сертификации соответствующей всем требованиям стандартов.

3.15 Наблюдение - констатация факта, сделанная в ходе проверки и основанная на объективном доказательстве.

3.16 Объективное доказательство - информация о качестве или количестве (зарегистрированные данные или заявления, имеющие отношение к качеству изделия или услуги, либо наличию и применению какого-либо элемента системы качества), полученная путем наблюдения, измерения или испытаний и которая может быть проверена.

3.17 Заключение - изложение факта, сделанное как часть процесса аудит-проверки систем качества и подтвержденное объективными данными.

3.18 Несоответствие - невыполнение установленных требований.

Примечание - Настоящее определение включает в себя отсутствие одной или нескольких характеристик качества или элементов системы качества, или их отклонение от установленных требований.

3.19 Значительное несоответствие - отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо элемента или подэлемента системы качества.

     Примечания

     Примеры значительных несоответствий:

1 Политика компании в области качества и процедура деятельности по элементам системы качества не определены и не оформлены документально в необходимом объеме, позволяющем использовать их в качестве основы для внедрения и функционирования системы качества.

2 Разработанная система качества не соответствует политике в области качества.