5.1. Настоящими Правилами регламентируются условия нормальной эксплуатации следующих наиболее распространенных типов промышленных дымовых и вентиляционных труб:
а - кирпичная труба, футерованная полностью или частично;
б - монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой и теплоизоляцией;
в - монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой без изоляции;
г - монолитная железобетонная труба с футеровкой из полимербетона;
д - монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой, теплоизоляцией или без нее и воздушным вентилируемым зазором между стволом и футеровкой;
е - монолитная железобетонная труба с газоотводящими стволами из стали или других материалов и проходным вентилируемым зазором;
ж - сборные железобетонные трубы;
з - свободностоящие металлические трубы с футеровкой и без нее;
и - трубы с пластмассовыми или металлическими стволами в шахтах.
5.2. Повреждение и разрушение конструкций промышленных труб происходит вследствие следующих основных причин:
- в результате стихийного бедствия или технологической аварии (землетрясение, удар молнии, ураган, взрыв газовой смеси - "хлопок", возгорание золовых отложений и пр.);
- в результате длительного неблагоприятного воздействия технологической и окружающей сред.
Причины последнего вида вызывают наибольшее число повреждений промышленных труб.
5.3 Степень соответствия типов труб, указанных в 5.1, общим условиям технологического процесса приведена в таблице.
Условия службы | Типы труб | ||||||||
| а | б | в | г | д | е | ж | з | и |
Положительное давление эвакуируемых газов | -** | - | - | - | - | +* | - | + | + |
Разрежение эвакуируемых газов | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сильноагрессивная газовая среда | - | - | - | - | - | + | - | - | + |
Средне- и слабоагрессивная газовая среда | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Температура, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
более 350 | + | + | - | - | + | - | - | - | - |
120-350 | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
менее 100 | - | - | - | - | - | + | - | + | + |
Периодическая нагрузка | - | - | - | - | - | + | - | + | - |
Постоянная нагрузка | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
* знак "+" - соответствие типам труб по 5.1. |
5.4 Основным условием обеспечения нормальной эксплуатации труб является соблюдение их проектного температурно-влажностного режима.
Особое внимание должно быть уделено обеспечению полного сгорания топлива в теплотехнических агрегатах, исключающему горение газов в газоходах и трубе, герметичности дымового тракта, в том числе предохранительных клапанов, шиберов и регулирующих заслонок, а также исключению возможности поступления в трубу химически агрессивных газов с влажностью выше и температурой ниже проектных значений.
5.5 Во избежание неравномерной осадки оснований фундаментов труб необходимо:
следить за исправным состоянием отмостки по периметру трубы и кольцевой канавы для отвода поверхностных вод;
следить за исправностью водопроводных и канализационных систем, расположенных на расстоянии менее 100 м от фундамента трубы, и в необходимых случаях помещать их в водонепроницаемые туннели;
засыпать грунтом и уплотнять немедленно по окончании возведения фундамента и прилегающего к нему участка газохода котлованы для фундаментов труб и газоходов, вырытые в период их строительства;
в случае работы вблизи трубы машин и механизмов, создающих колебания почвы, предусматривать устройство для их глушения траншей глубиной до основания фундамента, заполненных рыхлыми, не передающими колебаний материалами;
при возведении вблизи труб новых сооружений, подошвы фундамента которых находятся на одном уровне или ниже подошвы фундамента трубы, следует устраивать между ними шпунтовый ряд на глубину не менее 0,5 м от уровня нижней подошвы;
ограничивать до 5 км/ч скорость движения поездов и других механизмов по железнодорожным путям, расположенным ближе 40 м от трубы.
5.6 Наблюдения за кренами труб и осадками оснований под фундаментами должны проводиться систематически, с использованием геодезических инструментов: