БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ 13494-80

Группа П42

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ТРАНСПОРТИРЫ ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ

Технические условия

Geodetical protector. Specifications



ОКП 42 6541

Дата введения 1981-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ



1. РАЗРАБОТАН И ВВЕДЕН Главным управлением геодезии и картографии СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.И.Спиридонов, Г.С.Крюков

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.01.80 N 367

3. Срок проверки - 1993 г.

4. ВЗАМЕН ГОСТ 13494-68

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 8.001-80

3.2

ГОСТ 8.383-80

3.2

ГОСТ 27.410-87

3.5

ГОСТ 8026-92

4.7

ГОСТ 8074-82

4.2

ГОСТ 23543-88

2.1, 2.25, 4.8, 5.1

ТУ 2-034-225-87

4.7

ТУ 25-04-3098-76

4.5

ТУ 25-04-3331-77

4.5



6. Постановлением Госстандарта от 11.09.92 N 1167 снято ограничение срока действия

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в августе 1985 г., январе 1987 г., мае 1990 г., сентябре 1992 г. (ИУС 11-85, 5-87, 8-90, 12-92)


Настоящий стандарт распространяется на геодезические транспортиры, предназначенные для построения и измерения углов на планах и картах, а также для нанесения точек по известным углам и расстояниям на чертежной основе.

Требования разд. 1, пп. 2.1-2.3, 2.5, 2.8-2.11, 2.13, 2.15-2.17, 2.19-2.21, 2.25 и разд. 4 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.

(Измененная редакция, Изм. N 4).


1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ



1.1. Геодезические транспортиры следует изготовлять двух типов:

ТГ-А - для построения и измерения углов на планах и картах;

ТГ-Б - для нанесения точек на чертежной основе по известным углам и расстояниям.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. (Исключен, Изм. N 1).

1.3. Основные параметры и размеры транспортиров должны соответствовать указанным в табл. 1.


Таблица 1


Наименование параметра и размера

Норма для типа

  

ТГ-А

ТГ-Б

1. Радиус угломерной шкалы, мм, не более

90 ± 1

2. Диапазон угломерной шкалы, угл. град, не менее

180; 270; 360

3. Цена деления угломерной шкалы, угл. град

0,5

4. Погрешность нанесения штрихов угломерной шкалы, угл. мин, не более:

  

   - для транспортиров из металла

3

   - для транспортиров из прозрачного материала

5

5. Номинальная длина прямолинейной шкалы, мм, не менее

120

250

6. Цена деления прямолинейной шкалы, мм

1,0

7. Отклонение длины прямолинейной шкалы от номинального значения, мм, не более, для интервалов:

  

   10 мм

0,1

   100 мм

0,15

более 100 мм

0,20


Пример условного обозначения транспортира геодезического для построения и измерения углов на планах и картах:

ТГ-А-180° по ГОСТ 13494-80


(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.1. Транспортиры должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 23543.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

2.2. Транспортир типа ТГ-А следует изготовлять из металла с коэффициентом линейного расширения не более 20·10/град, а транспортир типа ТГ-Б - из прозрачного материала, с коэффициентом линейного расширения не более 100·10/град.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.3. Транспортиры допускается изготовлять из прозрачного материала с коэффициентом пропускания света не менее 0,6.

2.4. Поверхности транспортиров, изготовленных из металла, должны быть защищены антикоррозийным покрытием, имеющим матовый оттенок и не оставляющим следов на бумаге.

2.5. На полукруговых транспортирах оцифровка угломерной шкалы должна быть нанесена в два ряда: первый ряд от 0 до 180°, второй ряд от 180 до 360°.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.6. У транспортиров типа ТГ-А оцифровка угломерной шкалы должна возрастать по ходу часовой стрелки, а у транспортиров типа ТГ-Б - против хода часовой стрелки.

2.7. У транспортиров с двойным рядом оцифровки угломерной шкалы первый ряд цифр должен быть окрашен в черный цвет, второй ряд цифр - в красный цвет.

2.8. Размеры штрихов угломерной и прямолинейной шкалы транспортиров должны соответствовать указанным в табл. 2.


Таблица 2


Наименование размера штриха

Норма для шкалы

  

угломерная

прямолинейная

1. Номинальная длина штриха, мм:

  

  

- полуградусного интервала

1,5-2,5

-

- миллиметрового интервала

-

2,5-3,5

2. Ширина штриха, мм

0,05-0,10

3. Глубина, мм, не менее:

  

- для металла

0,02

- для прозрачного материала

0,04

4. Отклонение от номинальной длины штриха для всей шкалы, мм:

  

  

- полуградусного интервала

±0,2

-

- миллиметрового интервала

-

±0,15



(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.9. На прямолинейной шкале транспортира каждое пятое деление должно быть отмечено удлиненным в 1,2-1,5 раза штрихом по сравнению с миллиметровым штрихом, а нулевое и каждое десятое деление - удлиненным в 1,2-1,5 раза штрихом по сравнению с пятым штрихом.

Прямолинейная шкала должна быть оцифрована через каждые 10 мм.

2.10. На угломерной шкале транспортира каждое градусное деление должно быть отмечено удлиненным в 1,6-2,0 раза штрихом по сравнению с полуградусным делением, а каждое деление, кратное 5°, - удлиненным в 1,3-1,5 раза по сравнению с градусным делением. Угломерная шкала должна быть оцифрована через каждые 10°.

2.11. На транспортире типа ТГ-А должен быть нанесен нормальный поперечный масштаб с основанием 2 см.

2.12. Штрихи, линии и цифры на транспортире не должны иметь искривлений и разрывов. Штрихи угломерной и прямолинейной шкал должны касаться края рабочих ребер.

2.13. Информация, нанесенная на транспортире, должна быть отчетлива и свободно читаться невооруженным глазом на расстоянии не менее 250 мм при освещенности не менее 90 лк.

2.14. Вся информация на транспортире должна быть нанесена способом, обеспечивающим ее сохраняемость в течение всего срока службы.

2.15. Края верхней плоскости транспортира, на которой наносятся шкалы, должны быть скошенными.

2.16. Допуск плоскостности нижней поверхности транспортира - 0,1 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.17. На поверхности транспортиров не должно быть раковин, царапин, расслоений и других дефектов, влияющих на точность измерений или портящих их внешний вид.