3.1 Общие положения
3.1.1 В целях обеспечения организационного единства проведения работ по межгосударственной стандартизации в Российской Федерации и создания условий для своевременной подготовки к применению на ее территории межгосударственных стандартов (далее - стандарты) МТК осуществляют разработку стандартов, как правило, в следующем порядке:
1-я стадия - организация разработки стандарта;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;
4-я стадия - принятие проекта стандарта и его регистрация.
Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.
3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5 с учетом порядка, установленного Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации [1], [2].
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
3.1.3 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5.
3.2 Организация разработки стандарта
3.2.1 Разработке стандарта предшествует, как правило, подготовка секретариатом МТК соответствующей заявки и ее представление в Госстандарт России (Госстрой России) для формирования предложений к плану межгосударственной стандартизации.
В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта и (или) проект технического задания на его разработку.
Заявку формируют на основе предложений государств-членов МТК, предприятий (организаций)-членов аналогичного российского ТК, других предприятий, организаций, общественных объединений, государственных органов управления Российской Федерации, а также предпринимателей.
3.2.2 Секретариат МТК организует разработку проекта стандарта на основе задания плана межгосударственной стандартизации, а также в инициативном порядке (вне плана).
3.2.3 В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках Соглашения, Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Технический секретариат) или с Секретариатом Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).
При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа).
3.2.4 Российская часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) организует разработку проекта стандарта в соответствии с порядком, установленным ГОСТ Р 1.2 (3.2.2) для разработки государственных стандартов Российской Федерации.
3.3 Разработка первой редакции проекта стандарта
3.3.1 Рабочая группа (предприятие, организация) осуществляет подготовку первой редакции проекта стандарта и пояснительной записки к нему в соответствии с ГОСТ Р 1.2 (3.3.1) и направляет их в секретариат МТК.
3.3.2 Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.5 и направляет его полномочным представителям государств-членов МТК или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством (далее - национальные органы) этих государств.
При необходимости проект стандарта (первая редакция) может быть направлен на отзыв непосредственно предприятиям (организациям), расположенным на территории других государств-участников Соглашения. Информацию об этом секретариат МТК доводит до сведения полномочных представителей этих государств в МТК или их национальных органов, а также приводит в пояснительной записке к проекту стандарта.
Примечание - Секретариат МТК при рассылке проекта стандарта на отзыв указывает в сопроводительном письме предельную дату представления отзыва и адрес его получателя.
3.3.3 Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок.