Статус документа
Статус документа

ГОСТ 1756-52 (СТ СЭВ 3654-82) Нефтепродукты. Методы определения давления насыщенных паров (с Изменениями N 1, 2, 3)


VII. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ ДО 1,8·10 кПа. МЕТОД А



Сущность метода заключается в измерении давления насыщенных паров испытуемых нефтепродуктов в бомбе, состоящей из топливной и воздушной камер, при температуре (37,8±0,1) °С.

17. Пробу испытуемого нефтепродукта отбирают по ГОСТ 2517-85. Для определения давления насыщенных паров используют пробу, не подвергавшуюся другим испытаниям.

Вместимость сосудов, из которых отбирают пробы, должна быть не менее 1 дм и не более 8 дм.

Сосуд с продуктом открывают после того, как сам сосуд и его содержимое будут охлаждены до температуры от 0 до 4 °С.

После отбора пробы сосуд с оставшейся пробой герметично закрывают,  быстро помещают в холодное место и хранят там до окончания испытания.

18. Для проведения испытания применяют аппаратуру, указанную в обязательном приложении. При этом применяют топливную камеру с одним отверстием (черт. 1 обязательного приложения).

19. Подготовка к испытанию

19.1. Насыщение исследуемого продукта воздухом

После того как температура сосуда с испытуемым продуктом достигнет от 0 до 4 °С, его вынимают из охлаждающей бани и проверяют объем содержимого, который должен составлять от 70 до 80 % емкости сосуда. При наличии требуемого количества жидкого продукта сосуд энергично встряхивают, чтобы обеспечить равновесие исследуемого продукта с воздухом, и помещают в охлаждающую баню.

Топливную камеру, неплотно закрытую корковой пробкой, и устройство для переливания проб погружают в водяную охлаждающую баню и выдерживают до тех пор, пока их температура не понизится до температуры от 0 до 4 °С.

19.2. Подготовка воздушной камеры при температуре 37,8 °С

Присоединяют пружинный манометр к воздушной камере.

Воздушную камеру непосредственно перед присоединением к топливной камере погружают не менее чем на 10 мин в водяную баню температурой (37,8±0,1) °С так, чтобы высота столба воды над верхним краем камеры была не менее 25 мм. Не следует удалять воздушную камеру из бани до заполнения топливной камеры испытуемым продуктом.

19.3. Подготовка воздушной камеры при температуре окружающей среды

Температуру воздушной камеры доводят до температуры окружающей среды или до иной температуры, определяемой с погрешностью не более ±0,5 °С.

Присоединяют манометр к воздушной камере.

В воздушную камеру вставляют термометр, фиксируя его в нужном положении с помощью пробки, свободно входящей в отверстие воздушной камеры, но не закрывая герметично.

Регулируют положение термометра так, чтобы он проходил как можно точнее по оси воздушной камеры и чтобы ртутный резервуар термометра находился внутри камеры на расстоянии 230 мм от отверстия.

Оставляют термометр в данном положении до тех пор, пока температура будет удерживаться на одном уровне в течение 5 мин или в течение более длительного периода непосредственно перед соединением воздушной камеры с топливной камерой. В этот момент регистрируют показание термометра как исходную температуру.

19.4. Заполнение топливной камеры

19.4.1. Охлажденный сосуд с пробой вынимают из бани, открывают его и вставляют охлажденное приспособление для переливания пробы.

19.4.2. Быстро переворачивают охлажденную топливную камеру и надевают ее сверху на трубку для слива топлива.

19.4.3. Быстро переворачивают всю систему так, чтобы топливная камера заняла вертикальное положение отверстием вверх и чтобы трубка для слива топлива была погружена в топливную камеру, а ее конец находился на расстоянии 6 мм от дна камеры.

19.4.4. Топливную камеру заполняют топливом так, чтобы топливо переливалось через край. Следует слегка постучать топливной камерой о стол для удаления из исследуемой пробы пузырьков воздуха. Если при этом некоторая часть пробы разольется, то в камеру доливают топливо в таком количестве, при котором оно будет переливаться через верхний край камеры.

Упрощенная схема, иллюстрирующая процесс заполнения топливной камеры, приведена на черт. 1а.

19.4.5. Регистрируют исходную температуру воздуха в воздушной камере.

19.4.6. Соединяют воздушную камеру с топливной камерой. Сборка прибора должна быть закончена не позднее чем через 20 с после заполнения топливной камеры.

20. Проведение испытания