Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности


ГОСТ 1756-52
(СТ СЭВ 3654-82)

Группа Б19

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


НЕФТЕПРОДУКТЫ

Методы определения давления насыщенных паров

Petroleum products.
Methods for determination of saturated vapours pressure



ОКCТУ 0209

Срок действия с 01.10.53
до 01.07.97*
     ___________________
     * Ограничение срока действия снято по протоколу № 7-95
Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии
и сертификации (ИУС 11-95).
     Примечание "КОДЕКС"

     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ



1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Е. М. Никоноров, д-р хим. наук; В. В. Булатников, канд. техн. наук; В. Д. Милованов, канд. техн. наук; Т. Г. Скрябина, канд. техн. наук; И. И. Москвина, канд. техн. наук; Л. А. Садовникова, канд. техн. наук; Л. Г. Нехамкина, канд. техн. наук (руководитель темы); Т. В. Еремина

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Управлением по стандартизации при Совете Министров СССР 29.12.1952 г.

3. Стандарт соответствует требованиям СТ СЭВ 3654-82

4. В стандарт введен международный стандарт ИСО 3007-74 в части методов А, Б, С

5. Взамен 1756-42

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта,
приложения

ГОСТ 400-80

9, приложение 1

ГОСТ 2405-88

Приложение 1

ГОСТ 2517-85

2, 17, 22, 27

ГОСТ 25336-82

Приложение 1

ГОСТ 28498-90

1



7. Постановлением Госстандарта от 15.11.89 № 3371 срок действия продлен до 01.07.97

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1993 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в мае 1980 г., мае 1983 г., ноябре 1989 г. (ИУС 8-80, 8-83, 2-90)


Настоящий стандарт распространяется на сырую нефть, летучие невязкие нефтепродукты и моторные топлива и устанавливает следующие методы определения давления насыщенных паров:

А - для нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров до 180 кПа;

Б - для нефти и нефтепродуктов с давлением насыщенных паров свыше 180 кПа;

С - для авиационного бензина;

Д - для моторных топлив.

Настоящий стандарт не распространяется на сжиженные нефтяные газы.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1a. Определение давления насыщенных паров моторных топлив.

Метод Д.

Сущность метода заключается в измерении давления насыщенных паров моторных топлив в бомбе, состоящей из топливной и воздушной камер, при температуре 37,8 °С.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

I. АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ



1. При проведении определения давления насыщенных паров моторного топлива применяют аппаратуру, указанную в обязательном приложении.

Применяют топливную камеру с одним отверстием (черт. 1 обязательного приложения) и термометр ртутный стеклянный с пределами измерений от 0 до 55 °С с ценой деления шкалы 0,1 °С по ГОСТ 28498-90. Отношение объема воздушной камеры к объему топливной камеры должно быть от 3,8:1 до 4,2:1. К верхнему донышку воздушной камеры привинчивают ниппель с краном и наконечником для резиновой трубки.

Допускается применять импортную аппаратуру по классу точности не ниже отечественной.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

II. ОТБОР ПРОБ

2. Пробу испытуемого нефтепродукта отбирают по ГОСТ 2517-85. Для определения давления насыщенных паров используют пробу, не подвергавшуюся другим испытаниям.

2.1. Вместимость сосудов, из которых отбирают пробы, должна быть не менее 1 дм и не более 8 дм.

2, 2.1. (Измененная редакция, Изм. № 2).

Способ переливания пробы
 в топливную камеру из сосудов открытого типа


1 - сосуд с пробой до переливания; 2 - проба; 3 - пары пробы;
 4 - приспособление для переливания охлаждающей пробы;
5 - охлажденная топливная камера.

     
Черт. 1а*

     
__________________

* Черт. 1 исключен.

2.2. Среднюю объединенную пробу для анализа составляют с помощью приспособления, устраняющего потери от испарения во время переливания. Приспособление (черт. 1а) состоит из плотно пригнанной к бутылке корковой или любой другой, не взаимодействующей с нефтепродуктом пробки, через которую проходят две трубки. Одна трубка (воздушная) должна доходить до дна бутылки, другая (для слива топлива) с внутренней стороны должна быть вставлена заподлицо с пробкой, а с внешней выступать на такую длину, чтобы при переливании топлива не достигать дна сосуда, в который сливается топливо, на 10-20 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.3. Сосуд с продуктом открывают после того, как сам сосуд и его содержимое будут охлаждены до температуры от 0 до 4 °С.

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

2.4. После отбора пробы сосуд с оставшейся пробой герметически закрывают, помещают в холодное место и хранят там до окончания испытания.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

3. Пробу, предназначенную для определения давления насыщенных паров, хранят в лаборатории до испытания при температуре не выше 20 °С.

III. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

4. Для определения объема воздушной камеры привинчивают к ее верхнему донышку гайку с краном, надевают на наконечник резиновую трубку и начинают наливать в камеру воду до заполнения всей резиновой трубки, после чего свободный конец трубки зажимают и наливают воду до заполнения патрубка, соединяющего воздушную камеру с топливной.

Для определения объема топливной камеры ее заполняют водой до нижнего края муфтного соединения. Объем залитой воды замеряют и вычисляют соотношением объемов камер.

5. По мере надобности проверяют герметичность аппарата. Для этого собранный аппарат через кран наполняют воздухом под давлением 687 кПа и погружают в воду.

В случае отсутствия герметичности рекомендуется ставить свинцовые прокладки.

4, 5. (Измененная редакция, Изм. № 2).

6. Подготовку аппарата к проведению анализа проводят следующим образом:

а) снимают с воздушной камеры гайку с краном;

б) если аппаратом пользовались перед испытанием данной пробы топлива, то для удаления паров топлива из воздушной камеры ее заполняют не менее 5 раз водой, нагретой до 30-40 °С; резиновую трубку, соединяющую воздушную камеру с манометром, также промывают несколько раз подогретой водой.

7. Непосредственно перед испытанием воздушную камеру ополаскивают чистой водой любой температуры, ставят вертикально и присоединяют к ней гайку с краном и закрывают кран.

8. Перед испытанием пробу испытуемого топлива и топливную камеру охлаждают до температуры от 0 до 4 °С.

9. В воздушную камеру вставляют термометр ТН 6 по ГОСТ 400-80 так, чтобы он входил в камеру на три четверти своей длины и чтобы ртутный резервуар термометра не касался стенок камеры.

8, 9. (Измененная редакция, Изм. № 2).

10. Топливную камеру ополаскивают 2-3 раза испытуемым топливом, а затем заполняют ее топливом так, чтобы топливо переливалось через верх камеры.

Измеряют исходную температуру воздуха в воздушной камере, проверяют, закрыт ли кран, и соединяют воздушную камеру с топливной камерой, а затем резиновой вакуумной трубкой с ртутным манометром согласно черт. 1 приложения 1.

Залив топлива в топливную камеру и сборку аппарата необходимо проводить в возможно короткий срок.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

10а. Для проверки правильности результатов измерения используют стандартные образцы давления насыщенных паров газожидкостной равновесной системы ГСО 4093-87-4096-87 в соответствии с приложением 2. Допускается до 01.01.95 определение давления насыщенных паров без использования стандартных образцов.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).


IV. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ



11. Собранный аппарат опрокидывают, чтобы находящаяся в топливной камере проба могла стекать в воздушную камеру, и сильно встряхивают в направлении, параллельном продольной оси прибора, повторяя эту операцию несколько раз.

12. Затем аппарат приводят в нормальное положение и погружают его в водяную баню так, чтобы кран был покрыт водой.

Температуру водяной бани, равную (37,8±0,1) °С, поддерживают во время всего испытания.

При погружении аппарата в водяную баню необходимо следить за тем, чтобы не было утечки паров топлива. Если в процессе испытания будет замечена утечка паров топлива, данное испытание прекращают, а новое испытание проводят с другой порцией топлива.

13. После погружения аппарата в водяную баню открывают кран и, спустя 5 мин, отмечают давление по показанию манометра в миллиметрах. Затем закрывают кран, вынимают аппарат из бани, опрокидывают, сильно встряхивают и снова ставят его в водяную баню. Далее эти операции повторяют через каждые 2 мин.

Перед каждым встряхиванием кран закрывают, а после погружения аппарата в баню открывают. Встряхивание производят возможно быстрее, чтобы избежать охлаждения аппарата и его содержимого.

14. После того как показания манометра перестанут изменяться (на это обычно требуется до 20 мин), отмечают показание манометра как  "нескорректированное давление насыщенных паров" используемого топлива.

11-14. (Измененная редакция, Изм. № 2).

V. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ



15. В показатель "нескорректированное давление насыщенных паров" вносят поправку () на изменение давления воздуха и насыщенных паров воды в воздушной камере, вызванное различием между исходной температурой воздуха и температурой водяной бани.