Статус документа
Статус документа

Инструкция 36-55 по поверке автоцистерн калиброванных (с Изменениями)

I. УСТРОЙСТВО АВТОЦИСТЕРН КАЛИБРОВАННЫХ



3. Корпус автоцистерн (рис. 1) выполняется в виде горизонтального резервуара 1, внутри которого укреплены волнорезы 12. К верхней части резервуара приварена вертикальная цилиндрическая горловина 2, снабженная указателем уровня налива 3.

Рис. 1



Положение указателя уровня в горловине определяется следующими условиями:

а) Высота до указателя уровня от верхней образующей резервуара выбирается такой, чтобы при заполнении автоцистерн на уклоне или подъеме до 3° в резервуаре не мог образоваться воздушный мешок.

Примечание. Расчет высоты расположения указателя уровня производится по следующей формуле:

,


где:

- высота расположения угольника;

- расстояние от угольника до дальнего днища;

- угол между осью заполненного жидкостью резервуара и горизонталью на уклоне или подъеме до 3°.

б) В горловине над указателем уровня оставляется запасный объем, достаточный для того, чтобы жидкость при ее расширении вследствие повышения температуры на 20°С оставалась в пределах горловины.

Для запасного объема в автоцистернах могут применяться дополнительные горловины, воздушные пространства которых связаны с основной горловиной.

На крышке 5 горловины имеется смотровое окно с уплотненным стеклом 4, служащее для наблюдения за уровнем жидкости при заполнении цистерны до указателя уровня. Заполнение автоцистерны жидкостью производится до совпадения поверхности жидкости с верхней плоскостью указателя уровня.

Указатель уровня выполняется также в виде специального смотрового стекла (клинкера) с отражением внешнего света.

На крышке 5 горловины имеется также наливной люк 6, снабженный фильтром с противовзрывными сетками 7, и дыхательный клапан 8, препятствующий испарению жидкости при транспортировке и автоматически сообщающий внутреннюю полость автоцистерны с атмосферой при сливе жидкости.

На крышке горловины допускается установка стержневого указателя уровня (щупа), предназначенного только для определения наличия жидкости.

4. Автоцистерна имеет воздухоотводящее устройство, исключающее возможность образования при её заполнении жидкостью воздушных мешков в углах, образованных днищами 10, частью горловины, опущенной внутрь резервуара, ребрами жесткости 11, волнорезами и верхней поверхностью резервуара. В это устройство входят горизонтальные трубки 9, проложенные по верхней линии внутри резервуара, начинающиеся вблизи днищ на расстоянии 20-30 мм и выведенные в горловину выше указателя уровня налива. В верхних точках ребер жесткости предусматриваются отверстия или выгибы угольников (см. рис. 1). Кроме того, делаются вырезы (окна) в части горловины, опущенной внутрь резервуара.

Примечание. Допускаются другие конструкции воздухоотводящих устройств, обеспечивающие полное удаление воздуха при заполнении резервуара.

5. Для обеспечения полного слива жидкости автоцистерна в нижней части снабжается сливным патрубком 13 с клиновой быстродействующей задвижкой 14.

Автоцистерны с отстойником 15 имеют в нижней части отстойника кран со сливным трубопроводом, обеспечивающим возможность полного слива жидкости из отстойника в тару.

6. Автоцистерны снабжаются противопожарным инвентарем и шлангами для приема и слива жидкости. В зависимости от условий применения цистерны должны быть оборудованы ручным или механическим насосом, ящиками для инструмента, бидонами для масла и раздаточным шлангом с пистолетом.

7. Автоцистерны устанавливаются на шасси автомобиля (рис. 2 и 3) или на шасси прицепа (рис. 4) автомобиля.

Рис. 2


Рис. 3