КОМИТЕТ СТАНДАРТОВ, МЕР И ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
ИНСТРУКЦИЯ 36-55
ПО ПОВЕРКЕ АВТОЦИСТЕРН КАЛИБРОВАННЫХ
Дата введения 1955-07-01
РАЗРАБОТАНА Московским государственным институтом мер и измерительных приборов.
УТВЕРЖДЕНА приказом Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР N 113 от 28 января 1955 г.
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом N 203 от 12 марта 1955 г.
На основании приказа N 78 от 21/III 1958 г. Комитета стандартов, мер и измерительных приборов пп. 20, 22 и приложение 1 инструкции изложены в новой редакции.
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Декабрь 1959 г.
1. Настоящая инструкция устанавливает средства и методы, а также порядок оформления государственной поверки автоцистерн калиброванных, выпускаемых из производства и ремонта, а также находящихся в применении.
2. Инструкция распространяется на автоцистерны калиброванные, предназначенные для применения в качестве транспортных мер вместимости при получении на нефтебазах и нефтескладах жидкого топлива (бензина, керосина, лигроина и дизельного топлива) в размере полной вместимости, установленной при калибровке.
Примечание. Соблюдение инструкции обязательно для всех организаций и предприятий, производящих определение вместимости этих цистерн (калибровку и поверку).
3. Корпус автоцистерн (рис. 1) выполняется в виде горизонтального резервуара 1, внутри которого укреплены волнорезы 12. К верхней части резервуара приварена вертикальная цилиндрическая горловина 2, снабженная указателем уровня налива 3.
Рис. 1
Положение указателя уровня в горловине определяется следующими условиями:
а) Высота до указателя уровня от верхней образующей резервуара выбирается такой, чтобы при заполнении автоцистерн на уклоне или подъеме до 3° в резервуаре не мог образоваться воздушный мешок.
Примечание. Расчет высоты расположения указателя уровня производится по следующей формуле:
,
где:
- высота расположения угольника;
- расстояние от угольника до дальнего днища;
- угол между осью заполненного жидкостью резервуара и горизонталью на уклоне или подъеме до 3°.
б) В горловине над указателем уровня оставляется запасный объем, достаточный для того, чтобы жидкость при ее расширении вследствие повышения температуры на 20°С оставалась в пределах горловины.
Для запасного объема в автоцистернах могут применяться дополнительные горловины, воздушные пространства которых связаны с основной горловиной.
На крышке 5 горловины имеется смотровое окно с уплотненным стеклом 4, служащее для наблюдения за уровнем жидкости при заполнении цистерны до указателя уровня. Заполнение автоцистерны жидкостью производится до совпадения поверхности жидкости с верхней плоскостью указателя уровня.
Указатель уровня выполняется также в виде специального смотрового стекла (клинкера) с отражением внешнего света.
На крышке 5 горловины имеется также наливной люк 6, снабженный фильтром с противовзрывными сетками 7, и дыхательный клапан 8, препятствующий испарению жидкости при транспортировке и автоматически сообщающий внутреннюю полость автоцистерны с атмосферой при сливе жидкости.
На крышке горловины допускается установка стержневого указателя уровня (щупа), предназначенного только для определения наличия жидкости.
4. Автоцистерна имеет воздухоотводящее устройство, исключающее возможность образования при её заполнении жидкостью воздушных мешков в углах, образованных днищами 10, частью горловины, опущенной внутрь резервуара, ребрами жесткости 11, волнорезами и верхней поверхностью резервуара. В это устройство входят горизонтальные трубки 9, проложенные по верхней линии внутри резервуара, начинающиеся вблизи днищ на расстоянии 20-30 мм и выведенные в горловину выше указателя уровня налива. В верхних точках ребер жесткости предусматриваются отверстия или выгибы угольников (см. рис. 1). Кроме того, делаются вырезы (окна) в части горловины, опущенной внутрь резервуара.
Примечание. Допускаются другие конструкции воздухоотводящих устройств, обеспечивающие полное удаление воздуха при заполнении резервуара.
5. Для обеспечения полного слива жидкости автоцистерна в нижней части снабжается сливным патрубком 13 с клиновой быстродействующей задвижкой 14.
Автоцистерны с отстойником 15 имеют в нижней части отстойника кран со сливным трубопроводом, обеспечивающим возможность полного слива жидкости из отстойника в тару.
6. Автоцистерны снабжаются противопожарным инвентарем и шлангами для приема и слива жидкости. В зависимости от условий применения цистерны должны быть оборудованы ручным или механическим насосом, ящиками для инструмента, бидонами для масла и раздаточным шлангом с пистолетом.
7. Автоцистерны устанавливаются на шасси автомобиля (рис. 2 и 3) или на шасси прицепа (рис. 4) автомобиля.
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Внутренняя полость автоцистерны может быть разделена на отдельные отсеки. Каждый отсек рассматривается как отдельная емкость, а устройство его должно удовлетворять требованиям пп. 3, 4 и 5.
8. Номинальная по указателю уровня вместимость цистерн, установленных на шасси автомобиля, включая вместимость отстойника, равна 2000, 4000 и 8000 л. Автоцистерны, монтируемые на шасси автомобиля ЗИС-150, для сельского хозяйства могут изготовляться номинальной вместимостью 3800 л.
Номинальная вместимость не нормирована:
а) для отдельных отсеков автоцистерны;
б) для цистерн, устанавливаемых на прицепах;
в) для автоцистерн, находящихся в эксплуатации, изготовленных до издания ГОСТ 6030-51.
9. При поверке и калибровке автоцистерн производятся:
а) внешний и внутренний осмотр цистерн;
б) определение вместимости;
в) проверка герметичности;
г) проверка действия воздухоотводящего устройства.
10. Внешнему и внутреннему осмотру подвергаются резервуар и горловина цистерны, воздухоотводящее и сливное устройство, причем производится также проверка комплектности и маркировки.
11. При определении вместимости автоцистерны объемным методом применяются следующие измерительные средства:
а) Уровень слесарный IV группы ГОСТ 3308-46.
б) Образцовые металлические мерники 2-го разряда вместимостью не менее 1/25 номинальной вместимости автоцистерны. После наполнения и опорожнения образцовых мерников необходимо делать выдержку в 1 мин. для мерников вместимостью до 100 л и 3 мин. для мерников вместимостью 100 л и более.
Образцовый мерник заполняется до отметки вместимости.
Примечания:
1. Допускается применение в органах Комитета стандартов, мер и измерительных приборов аттестованных объемных счетчиков жидкости, поправки которых известны и вариация показаний которых не превышает на рабочем расходе 0,2% от действительного значения измеряемой величины, при обязательной поверке их по образцовому мернику 2-го разряда в начале каждого дня, в течение которого производится поверка автоцистерн.
Вместимость автоцистерны, устанавливаемая по счетчику, должна быть приведена к +20°С по формуле:
,
где:
- температура, при которой производилось определение вместимости, в °С;
- объем, установленный по счетчику, при измеренной температуре в°С;
-коэффициент объемного расширения материала, из которого изготовлена автоцистерна (для стали ).
2. В стационарных установках для калибровки и поверки автоцистерн допускается применение (для долива) шкальных мерников 1-го класса вместимостью 100 л, входящих в комплект установки. Цена деления этого мерника должна быть равной 1 л. Использование шкального мерника в комплекте установки допускается на всем диапазоне измерений мерника от 0 до 100 л. Допустимая погрешность мерника ±0,2% от действительного значения измеряемой величины.
в) Стеклянные образцовые колбы 2-го разряда и измерительные цилиндры, применяемые для долива в автоцистерну.
г) Образцовые мерники 2-го разряда, вместимостью 5 и 10 л (для долива).
д) Термометр с ценой деления 0,5°С.
е) Стальная измерительная линейка 1000 мм.
12. При определении вместимости автоцистерн весовым методом применяются следующие измерительные средства: