НПБ 173-98*
НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КАСКИ ПОЖАРНЫЕ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
HELMETS FOR FIREFIGHTERS.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
TEST METHODS
Дата введения 1998-10-01
РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУ ВНИИПО МВД России) (Н.П.Копылов, В.И.Логинов, М.А.Мотин, С.Ю.Семенов, С.М.Ртищев).
ВНЕСЕНЫ отделом 2.4 ФГУ ВНИИПО МВД России.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (А.И.Жук, Д.П.Игнатьев).
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 10 июля 1998 г. N 52.
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ.
Подготовлены с учетом изменений, утвержденных приказом ГУГПС МВД России от 25 декабря 1999 г. N 101.
1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы) определяют общие технические требования, методы испытаний, правила и порядок оценки качества касок пожарных, а также материалов, применяемых для их изготовления.
2. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые, вновь разработанные и приобретенные за рубежом каски, предназначенные для оснащения подразделений ГУГПС МВД России, и могут применяться при сертификационных испытаниях в Системе сертификации в области пожарной безопасности.
3. Каска пожарная (шлем пожарный) - индивидуальное средство, предназначенное для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.
4. Корпус каски - внешняя прочная оболочка каски, определяющая ее общую форму.
5. Внутренняя оснастка - комплекс элементов, фиксирующих каску на голове и обеспечивающих совместно с корпусом каски распределение нагрузки и поглощение кинетической энергии удара, а также защиту от повышенных тепловых воздействий.
6. Лицевой щиток (забрало) - конструктивный элемент, предназначенный для защиты лица, органов зрения и дыхания от механических и термических воздействий, агрессивных сред, ПАВ, воды и неблагоприятных климатических воздействий.
7. Пелерина - конструктивный элемент каски, закрепленный в затылочной области, защищающий шею и затылок от теплового излучения, открытого пламени, падающих искр и воды.
8. Утепляющий подшлемник - комплектующее изделие, предназначенное для защиты головы от неблагоприятных климатических воздействий в зимнее время.
9. Горизонтальный кольцевой зазор - минимальное горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью корпуса каски или любым выступом внутренней поверхности корпуса и несущей лентой.
10. Несущая лента - часть внутренней оснастки, охватывающая голову и удерживающая каску от боковых смещений.
11. Поворотно-фиксирующее устройство - конструктивный элемент лицевого щитка, обеспечивающий возможность приведения щитка в рабочее положение и его фиксацию.
12. Оплавление - искажение поверхности материала в виде провалов, натеков, пузырей, образующихся в результате размягчения и последующего плавления материала под действием тепла.
13. Расслаивание - физическое ослабление или потеря связи между слоями материала, при котором происходит разделение сложного по структуре материала по плоскости слоев.
14. Технические параметры касок пожарных и материалов, применяемых для их изготовления, должны соответствовать требованиям, изложенным в настоящих нормах.
15*. Продукция, изготавливаемая отечественными предприятиями, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она в установленном порядке прошла все стадии и этапы разработки, предусмотренные ГОСТ 15.001, ГОСТ 2.103, все виды испытаний (включая межведомственные приемочные), имеет полный комплект конструкторской документации на серийное производство, согласованной с государственным заказчиком пожарно-технической продукции.
________________
* Звездочкой помечены пункты, в которые внесены изменения, утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 25 декабря 1999 г. N 101.
Продукция, импортируемая российским потребителям, допускается к проведению сертификационных испытаний в области пожарной безопасности, если она сопровождается эксплуатационной документацией, удовлетворяющей требованиям государственного заказчика.
Экспертиза конструкторской документации обязательна при организации и проведении сертификационных испытаний в области пожарной безопасности.
16*. Конструкторская документация на отечественную продукцию должна быть оформлена в соответствии с требованиями ЕСКД и откорректирована по результатам испытаний установочной серии с присвоением в установленном порядке литеры "А".
Эксплуатационная документация на продукцию, импортируемую российским потребителям, должна быть оформлена на русском языке по ГОСТ 2.601 и одобрена государственным заказчиком пожарно-технической продукции.
17. Перечень использованных в настоящих нормах стандартов, технических условий и других нормативных документов приведен в приложении 1.
18. Каски должны изготавливаться в климатическом исполнении УХЛ для категории размещения 1 по ГОСТ 15150.
19. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ
19.1. В конструкцию каски должны входить:
а) корпус;
б) лицевой щиток;
в) внутренняя оснастка;
г) подбородочный ремень;
д) пелерина.
Конструктивное исполнение каски должно предусматривать возможность ношения утепляющего подшлемника.
Конструкция каски должна предусматривать замену вышеуказанных составных частей.
19.2. Масса каски (без дополнительного оборудования) должна:
а) равномерно распределяться по поверхности головы;
б) быть не более 1500 г.
19.3. Конструкция внутренней оснастки должна обеспечивать регулировку по размеру головы в пределах от 54 до 62 размера.
19.4. В нерабочем положении лицевой щиток должен убираться внутрь каски или помещаться снаружи ее корпуса, при этом он должен переводиться из одного фиксированного положения в другое одной рукой без снятия каски с головы (в случае расположения лицевого щитка снаружи корпуса каски он должен сниматься без применения каких-либо приспособлений).
19.5. Крепление лицевого щитка к каске должно обеспечивать надежную его фиксацию в рабочем и нерабочем положении. Усилие фиксирования щитка должно быть не менее 3 Н.
19.6. Толщина лицевого щитка по всей поверхности не должна отличаться более чем на 1 мм.
19.7. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, иметь ширину в пределах от 15 до 20 мм.
19.8. Ширина несущих лент внутренней оснастки должна быть не менее 15 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).
19.9. Горизонтальный кольцевой зазор должен быть не менее 5 мм (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).
19.10. Края корпуса каски и лицевого щитка не должны иметь острых кромок и заусенцев.
Наружные элементы корпуса каски, изготовляемые из токопроводящего материала, не должны иметь контакта с кожей человека или должны быть защищены слоем электроизолирующего материала.
19.11. Для повышения безопасности работы личного состава в условиях плохой видимости, а также в темное время суток на корпус каски могут наноситься сигнальные элементы или покрытия, изготовленные из флюоресцентного либо люминесцентного материала.
19.12. Каска при опущенном в рабочее положение лицевом щитке и прикрепленной пелерине не должна допускать протекания воды во внутреннее пространство боевой одежды пожарного (при орошении водой сверху).
19.13. Конструкция каски должна обеспечивать возможность ее использования со средствами индивидуальной защиты органов дыхания, средствами связи, а также со всеми видами специальной защитной одежды пожарных, допущенными к применению ГУГПС МВД России.
19.14. Конструкция каски не должна препятствовать пожарному выполнять при тушении пожаров все виды работ, в том числе первоочередные аварийно-спасательные.
20. ТРЕБОВАНИЯ СТОЙКОСТИ К ВНЕШНИМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ
20.1. Каска должна выдерживать вертикальный удар тупого предмета с энергией 80 Дж (механическая прочность).
20.2. При вертикальном ударе тупым предметом с энергией 50 Дж усилие (амортизация), переданное каской на муляж головы, не должно превышать 5 кН.
20.3. При вертикальном ударе острым предметом с энергией 30 Дж должно исключаться его касание поверхности муляжа головы.
20.4. Лицевой щиток должен выдерживать одиночные удары груза с энергией 1,2 Дж с сохранением работоспособности поворотно-фиксирующего устройства.
20.5. Деформация каски при действии на нее статической нагрузки 465 Н, направленной вдоль продольной или поперечной оси, должна быть не более 40 мм. Остаточная деформация не должна превышать 15 мм.
20.6. Подбородочный ремень должен выдерживать статическую нагрузку 500 Н, при этом удлинение ремня не должно превышать 25 мм.
20.7. Соединение деталей внутренней оснастки с корпусом каски в каждой точке прикрепления должно выдерживать нагрузку 80 Н (для касок, имеющих внутреннюю оснастку ленточной конструкции).
20.8. Каска должна сохранять защитные свойства (удовлетворять требованиям пп.20.2, 20.3) при воздействии температуры окружающей среды 150 °С в течение не менее 30 мин.
20.9. Продолжительность остаточного горения и тления материала корпуса каски не должна превышать 5 с после воздействия на него открытого пламени в течение 15 с.
20.10. Продолжительность остаточного горения и тления материала лицевого щитка не должна превышать 5 с после воздействия на него открытого пламени в течение 10 с.
20.11. Каска должна обладать устойчивостью к воздействию температуры окружающей среды 200 °С в течение не менее 3 мин.
20.12. Каска должна обладать устойчивостью к воздействию теплового потока мощностью 5 кВт/м (40 кВт/м) в течение не менее 4 мин (5 с), при этом температура на поверхности муляжа головы не должна превышать 50 °С.
20.13. При соприкосновении с токоведущими деталями корпус каски должен защищать от поражения электрическим током напряжением 400 В. Утечка тока через корпус при напряжении 1200 В не должна превышать 0,5 мА.
20.14. Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию п.20.3) после воздействия на каску воды в течение не менее 4 ч.
20.15. Корпус каски должен сохранять свои прочностные свойства (удовлетворять требованию п.20.3) после воздействия на него в течение не менее 24 ч следующих агрессивных сред:
а) серной кислоты плотностью 1,21 г/см по ГОСТ 4204 или ГОСТ 2184;
б) натрия едкого по ГОСТ 2263 или гидроокиси натрия по ГОСТ 432 плотностью 1,25 г/см;
в) масла трансформаторного или другого минерального масла плотностью от 0,875 до 0,905 г/см;
г) пенообразователя по ТУ 0258-147-05744685-96 - 6% рабочего раствора.
21. ТРЕБОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ
21.1. Наработка на отказ поворотно-фиксирующего устройства должна быть не менее 7500 циклов.
21.2. Гарантийный срок эксплуатации каски должен быть не менее двух лет и исчисляться со дня ввода ее в эксплуатацию.