Статус документа
Статус документа

Пособие к МГСН 4.02-94 Дома-интернаты для детей-инвалидов

3.1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ    

Основными функциональными требованиями к планировочной организации здания и к зонированию территории являются требования обособления, изоляции отдельных детских групп и удобных, коротких технологических связей между группами помещений и элементами участка.

Наиболее жесткие требования предъявляются к спальным помещениям (помещениям проживания), которые ни в коем случае не должны быть проходными.

Рассматривая вопросы функциональной взаимосвязи различных групп помещений, следует иметь в виду необходимость предусматривать так называемые "нейтральные зоны", в которых располагаются горизонтальные и вертикальные коммуникационные развязки - вестибюли, холлы, лестницы, пандусы, лифты, и через которые осуществляются связи между функциональными группами помещений дома-интерната.

На рис.3.1. приводится принципиальная схема функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений дома-интерната для детей-инвалидов, согласно которой все группы помещений изолированы и равноценно связаны между собой через нейтральную зону. На практике обеспечить, особенно при малоэтажной застройке, всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допустимо некоторые группы помещений, исключая спальные, предусматривать проходными. Это могут быть административно-бытовые, медицинские помещения и помещения учебно-профессиональной подготовки.



Рис.3.1. Схема функциональной взаимосвязи отдельных групп помещений
дома-интерната для детей-инвалидов

  На рис.3.2. приводятся примеры некоторых возможных объемно-планировочных решений домов-интернатов для детей-инвалидов, в которых связь по первому этажу предусматривается через коридоры административно-бытовых помещений.


ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ

1. Главный вестибюль
2. Помещения проживания
3. Зрительный зал
4. Фойе
5. Бассейн
6. Спортзал
7. Столовая

 8.  Кухня
 9.  Административно-бытовые,  
       медицинские помещения
10. Помещения учебно-
       профессиональной подготовки
11. Кружковые помещения

 

Рис.3.2. Примеры объемно-планировочных решений домов-интернатов для детей-инвалидов


В рамках приведенных примеров возможно решение, когда связывающий отдельные группы коридор остается незастроенным, а административно-бытовые помещения выносятся в отдельный блок или даже в отдельный корпус. С функциональной точки зрения это решение более чистое. Но это менее рациональный прием, поскольку значительно усложняется конфигурация здания, удлиняются функциональные связи и увеличивается стоимость строительства и эксплуатации.

Приведенные на рис.3.2. схемы иллюстрируют некоторые примеры возможных объемно-планировочных решений в рамках технологических требований. Могут быть запроектированы принципиально другие решения - также без нарушений требований технологии.

Вопросы функционального зонирования территории детских учреждений также имеют свою специфику.

Согласно МГСН 4.02-94 (п.4.2.) на территории дома-интерната для детей-инвалидов, расположенного в городской застройке, должны быть выделены следующие основные зоны:

- зона проживания с расположенными в ней игровыми площадками с теневыми навесами, аэросолярием, спортивными площадками, игровым городком;

- зона обслуживания с площадкой при кухне;

- зона изолятора с приемным и карантинным отделениями;

- хозяйственная зона;

- зона огорода, ягодника.

Зона проживания обслуживающего персонала предусматривается только в случаях, когда учреждение размещается за городом.

В МГСН 4.02-94 (табл.3.1.) приведены нормативные требования к участкам; в табл.4.1. этого документа - дополнительные к хозяйственным зонам.

С учетом этих требований расчетный показатель площади участков может достигать 115 м на одного ребенка и составлять 1,60-1,73 га для учреждений вместимостью 140-150 мест, наиболее распространенных в практике проектирования.