Происходящие общественные и социальные преобразования, формирование в обществе нового отношения к инвалидам ставят новые задачи в области проектирования зданий для воспитания и лечения детей и подростков с недостатками умственного и физического развития.
Анализ существующей в нашей стране сети учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с недостатками умственного и физического развития показал, что эта сеть не соответствует современным требованиям к учреждениям такого типа. Сложившаяся система учреждений не учитывает разнообразия индивидуальных возможностей детей и подростков-инвалидов, она заставляет их "вписываться" в ее крайне ограниченные возможности.
Зарубежный опыт, а также практика последних лет отдельных городов России и СНГ показали, что главным результатом педагогического и оздоровительного процессов в домах-интернатах должны стать социальная и трудовая адаптация ребенка с аномальным развитием, т.е. приобретение инвалидом бытовых навыков, приспособленность к жизни, профессиональная ориентация. Это дает возможность инвалиду не быть обузой для общества в будущем.
В функционирующих в настоящее время домах-интернатах ребенок-инвалид практически лишен условий семейного содержания. Между тем, по мнению специалистов, лишь 20% успеха является результатом усилий медицины и педагогики, остальные 80% зависят от семьи. В силу этого одна из важнейших задач дома-интерната - создать ребенку-инвалиду условия близкие к семейному содержанию.
К основным проблемам организации пребывания детей в домах-интернатах относится формирование детской группы. Пребывание больших групп детей в учреждении в течение длительного времени создает в группах детей с недостатками умственного и физического развития, наиболее уязвимых в нервно-психическом плане, много различных социологических, психологических и других проблем.
Медиками и психологами выявлено, что эффективность действия воспитательных и адаптационных процессов, происходящих в группе, выше чем эффективность тех же процессов, осуществляемых в одиночку. При этом важно определить оптимальную численность первичной организованной детской группы, которая бы создала благоприятные условия для процессов, происходящих в учреждении. В психологии существует понятие филицитации (облегчения протекания различных групповых процессов), которое в последнее время особенно широко учитывается в терапии и педагогике и напрямую связано с количественным составом детской группы в интернате.
На основании исследований, проведенных врачами, социологами, психологами и педагогами, а также данных натурных обследований и зарубежной практики сделан вывод, что для детей и подростков наиболее устойчивой считается семейная группа или подобная ей с нижним порогом численности в 3-4 человека и верхним - 5-8 человек.
Для групп-классов численность детей колеблется от 8 до 12 человек в зависимости от вида заболевания и возраста.
Далее такие группы могут объединяться в более крупные (секции, отделения), величина которых зависит от вида заболевания и возраста детей, а также от принципа расселения.
Существенное значение имеет учет эмоциональных и психодвигательных потребностей ребенка. Удовлетворение эмоционально-двигательной активности детей (с учетом вида заболевания) - необходимое условие эффективности обучения и воспитания и зависит от организации среды обитания в здании и на территории.
Ребенок с недостатками умственного и физического развития отличается непосредственностью ответных эмоциональных реакций и состояний. Ему свойственна эмоциональная отзывчивость на яркое, красочное; при этом его эмоциональные реакции не всегда адекватны раздражителю. Чувства и эмоции носят личностный характер; для него является типичной ситуативность возникновения эмоциональных реакций и состояний. И здесь очень важным является общение со сверстниками и детьми другого возраста, дружба, общение с воспитателем, учителем.
В группах детей с недостатками умственного и физического развития часто возникает дружба между детьми разного возраста. В этих отношениях каждый находит для себя психологическую нишу: младший, нуждающийся в защите - покровительство, а старший, как более сильный - самоутверждение.
В отношениях к учителю, воспитателю у детей, лишенных семьи, также есть своя специфика. Такие дети рассматривают педагогов как своих родителей.
В настоящий момент получают распространение дома-интернаты с посемейным проживанием детей. Группа детей разного возраста (5-9 человек), сформированная по принципу привязанности, дружбы, проживает в отдельной квартире с воспитателями - "мамами" и "тетями".
Такой принцип проживания имеет следующие преимущества:
- дети, лишенные семьи, получают подобие таковой;
- дети сохраняют родственные связи по выходе из интерната;
- дети легче адаптируются в дальнейшей жизни.
С учетом этого, спальные помещения интерната могут представлять собой отдельные квартиры на 5-9 человек для проживания семей, состоящих из детей и подростков разного возраста, включающие спальные комнаты на 2-4 человека, санитарные помещения, общую комнату, кухню, помещение для "мамы" и "тети", комнату для занятий и игр. Предусматривается, что дети частично или полностью питаются в "семье", куда пища доставляется из общей кухни. Дети накрывают сами стол, убирают со стола, моют посуду.
В составе домов-интернатов для детей-инвалидов предусматриваются учебно-воспитательные помещения для детей школьного возраста и для дошкольников. Сюда входят кроме учебных помещений, помещения для профессиональной подготовки. Состав учеников в классе и дошкольных группах формируется по возрастному принципу, а для детей школьного возраста еще и по профессиональным склонностям.
Таким образом, учебно-образовательный процесс является частью непрерывного процесса воспитания детей и подростков с недостатками умственного и физического развития, с главным упором на их социальную адаптацию, приобретение профессиональных навыков. На учебно-образовательный процесс в учреждениях для детей-инвалидов оказывают существенное влияние изменения, которые происходят в педагогике.
Современные направления в педагогике можно сформулировать следующим образом:
- отказ от авторитарного метода преподавания, ликвидация условного барьера, по разные стороны которого находятся учитель и ученики;
- переход от игры, свободного товарищеского общения между учителем и учениками к современной работе по овладению знаниями, профессией;
- отношение к каждому ребенку или подростку, как к личности, оказание максимальной помощи в раскрытии его индивидуальных возможностей;
- стремление сделать учебно-образовательный процесс интересным, увлекательным занятием, предоставление ученику права выбора интересующих его предметов и отказ от предметов, не соответствующих его склонностям.
Входящий в состав интернатов блок помещений обслуживания должен соответствовать требованиям осуществления основных функций - оздоровительной и воспитательной.
Оздоровление ориентировано на общее физическое развитие детей, закаливание, повышение приспособляемости к различным явлениям окружающей среды. Комплексная программа оздоровления детей-инвалидов включает следующие положения: