20.1. Сваи, поставляемые заводом, должны иметь паспорт, в котором указываются наименование завода-изготовителя и его адрес, номер и дата выдачи паспорта, номер ГОСТа или чертежа, по которому изготовлена свая, марка бетона (для железобетонных свай), дата изготовления. На сваях должны быть написаны несмываемой краской марка и дата изготовления сваи.
Верхний торец сваи должен быть перпендикулярным ее продольной оси. Наружная поверхность свай должна быть гладкой и не иметь впадин глубиной более 5 мм, а также наплывов высотой более 8 мм (для железобетонных свай).
20.2. Допустимые отклонения размеров свай не должны превышать следующих значений:
по длине свай:
при номинальном размере до 10 м | ±30 мм | |||
при номинальном размере более 10 м | ±50 мм; | |||
по диаметру (для круглых свай) | +5 мм; -0 мм | |||
по кривизне (максимальная стрелка) | 10 мм | |||
по смещению острия сваи от геометрического центра сечения | 10 мм |
20.3. Установка свайных опор надземных трубопроводов на ВМГ производится в соответствии со СНиП 3.02.01-87. Работы выполняются, как правило, методами, исключающими растепление вечномерзлых грунтов, а именно:
забивкой свай в предварительно пробуренные скважины меньшего диаметра (забивка в лидерные скважины);
установкой свай в скважины большего диаметра (буроопускной способ) с заливкой зазоров специальными растворами;
забивкой свай непосредственно в пластичномерзлые грунты (забивной способ);
установкой свай с одновременным бурением скважины и ее погружением (бурозабивной способ).
20.4. Бурение скважин диаметром от 150 до 600 мм и глубиной до 12 м под установку свайных опор в вечномерзлых грунтах любой прочности и состава производят машинами термомеханического бурения; в однородных пластичных вечномерзлых грунтах невысокой плотности (I и II категорий) - машинами вращательного бурения, а также установками лидерного бурения.
20.5. Технологические схемы бурения скважин и установки свай, а также необходимый набор машин выбираются в зависимости от гранулометрического состава вечномерзлых грунтов, их температурного режима, наличия в грунте крупнообломочных включений, времени (сезона) установки свай и их конструкции.
20.6. Диаметр свай и глубина их установки определяются на основе данных геологических изысканий о несущей способности грунтов и их склонности к пучению.
20.7. При установке свай методом опуска в предварительно пробуренные скважины диаметр последних должен быть на 50 мм больше, чем диаметр сваи.
При установке свай методом забивки в лидерные скважины диаметр последних должен быть на 50 мм меньше, чем диаметр сваи.
20.8. Установка свай в скважины опускным способом производится стандартными грузоподъемными машинами, оборудованными специальной грузозахватной оснасткой.
20.9. Интервал времени между бурением скважин и установкой в них свай не должен превышать 3-х часов.
20.10. Лидерное бурение применяют для образования скважин в пластичномерзлых однородных грунтах, содержащих не более 30% крупнообломочных включений. Сваи забивают в грунт с помощью серийно выпускаемых вибропогружателей, вибромолотов, дизель-молотов и др.
20.11. При наличии в грунтах крупнообломочных включений применяется буроопускной способ.
20.12. Технологическая последовательность операций при опускном способе следующая:
устройство площадки в строго горизонтальной плоскости для установки на ней бурового агрегата;
доставка горячей воды, необходимой для желонирования, к передвижным емкостям или подогрев ее в процессе производства работ;
подготовка бурового раствора непосредственно на трассе в передвижных котлах с использованием для этой цели бурового шлама добавкой мелкозернистого песка в количестве 30-40% от объема смеси; для приготовления, сохранения и подогрева песчано-глинистого раствора оборудуется подогреваемый смеситель или применяется передвижной битумный котел-термос емкостью 0,6 м;
бурение скважины;
заливка скважины подогретым до температуры 30-40 °С песчано-глинистым раствором в объеме примерно 1/3 от объема скважины (из расчета полного заполнения пространства между сваей и стенкой скважины);
установка сваи в скважину краном-трубоукладчиком или другой грузоподъемной машиной.