ГОСТ 28765-90
(ИСО 8098-89)
Группа Д32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВЕЛОСИПЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Требования безопасности
Bicycles for young children.
Safety requirements
ОКП 45 2951
Дата введения 1992-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
А.Е.Дьяченко; Е.А.Орлова; Л.В.Вакула
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.11.90 N 3000
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 8098-89 "Велосипеды. Требования к безопасности велосипедов для детей младшего возраста" и полностью ему соответствует
3. Периодичность проверки - 5 лет
1.1. Область применения
Настоящий стандарт содержит требования безопасности и требования к эксплуатационным качествам двухколесных велосипедов для детей младшего возраста и соответствующие методы испытаний при проектировании, сборке и испытании велосипедов и узлов, а также основы разработки инструкций по эксплуатации и уходу за ними.
Стандарт распространяется на велосипеды с седлом высотой от 435 мм до 635 мм, приводимые в движение посредством передаточного механизма на заднее колесо.
Стандарт распространяется на указанные выше велосипеды вне зависимости от оснащенности их поддерживающими роликами.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1.2. Определения
В настоящем стандарте используются следующие определения:
1.2.1. Велосипед - транспортное средство, имеющее не менее двух колес и перемещающееся исключительно посредством мускульной энергии человека, в частности, при помощи педалей.
1.2.2. Двухколесные велосипеды.
1.2.3. Высота седла - расстояние между поверхностью дороги и верхней частью седла, измеряемое от центра опорной поверхности седла перпендикулярно к поверхности дороги при вертикальном положении велосипеда.
1.2.4. Тормозной путь - расстояние, пройденное велосипедом до его остановки с момента применения тормозов.
1.2.5. Открытый выступ - выступ, с которым может соприкасаться средняя часть (50 мм) боковой поверхности цилиндра, длиной 150 мм и диаметром 45 мм, имитирующая ногу ребенка (черт.1).
Размеры, мм
Черт.1
1.2.6. (Педаль) опорная поверхность - поверхность педали, соприкасающаяся с подошвой и обладающая устойчивостью к скольжению.
1.2.7. Поддерживающие ролики - съемные вспомогательные колеса, помогающие ребенку поддерживать равновесие.
1.2.8. Внутреннее давление - давление, рекомендуемое изготовителем шины, до которого накачивается шина для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации.
2.1. Общее
2.1.1. Острые края
Выступающие края, которые могут соприкасаться с частями тела ребенка в процессе нормальной езды, нормального регулирования и нормального технического обслуживания велосипеда, не должны быть острыми.
2.1.2. Выступы
Любой открытый выступ, длина которого после сборки превышает 8 мм, должен иметь радиус закругления не менее 6,3 мм. Торец такого выступа должен иметь максимальный размер не менее 12,7, а минимальный - не менее 3,2 мм.
На верхней трубе рамы не должно быть выступов.
Резьба, выступающая из сопряженной части с внутренней резьбой и представляющая собой открытый выступ, указанный в п.1.2.5, не должна превышать по длине одного наружного диаметра резьбы.
2.2. Тормоза
2.2.1. Тормозная система
2.2.1.1. Велосипед, имеющий максимальную высоту седла 560 мм и более, должен быть оснащен тормозной системой или системами, отвечающими требованиям пп.2.2.2-2.2.5.
2.2.1.2. Велосипед, имеющий максимальную высоту седла менее 560 мм, может не оснащаться тормозной системой, однако в этом случае велосипед должен быть оснащен втулкой заднего колеса без свободного хода.
2.2.2. Ручной тормоз
2.2.2.1. Положение рукоятки тормоза
Рукоятки переднего и заднего тормозов должны быть расположены с той стороны руля, которая принята в стране-импортере.
2.2.2.2. Размеры рукоятки тормоза
Максимальный размер (черт.2) между наружными поверхностями рукоятки тормоза и ручки руля должен быть не более 65 мм на участке в любой точке между точками и и 80 мм в любой точке между точками и .
Примечание. Диапазон регулирования рукоятки тормоза должен обеспечивать соблюдение этих требований к размерам.
Размеры рукоятки ручного тормоза
Размеры, мм
|
|
1 - длина рукоятки; 2 - вспомогательный механизм
Черт.2
2.2.2.3. Узел тормоза с тросовым приводом
Если велосипед оснащен тормозами с тросовым приводом любого типа, то винты для крепления их к раме, вилке или рулю должны быть снабжены соответствующими стопорными устройствами (пружинными шайбами, стопорными или самоконтрящимися гайками).
Тормозная система должна работать без заеданий.
Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса при сборке его в соответствии с инструкциями изготовителя.
Конец троса должен иметь предохранительный наконечник, способный выдержать силу стягивания 20 Н.
2.2.2.4. Узел тормозной колодки с держателем
Тормозная колодка должна быть надежно закреплена в держателе. При испытании по п.3.2 эта колодка и держатель не должны иметь неисправностей.
После проведения испытаний тормозная система должна отвечать требованиям к эксплуатационным характеристикам тормозов в соответствии с п.2.2.5.
2.2.2.5. Регулировка тормоза
Тормоза следует подвергать регулировке для обеспечения их эффективного рабочего состояния до износа тормозных колодок, после чего производят их замену, рекомендуемую изготовителем.
При правильной регулировке тормозная колодка должна соприкасаться с поверхностью, предназначенной для торможения.
2.2.3. Ножной тормоз
Тормоз должен приводиться в действие ногой ребенка приложением силы к педали в направлении, противоположном движущей силе. Механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода или регулировки. Максимальный угол между положениями шатуна при движении и торможении должен быть не более 60°. Измерение угла должно производиться при приложении к шатуну в его крайних положениях крутящего момента 14 Н·м.
2.2.4. Прочность тормозной системы
2.2.4.1. Ручной тормоз
При испытании по п.3.3.1 не должно быть неисправностей тормозной системы или любого ее элемента.
2.2.4.2. Ножной тормоз
При испытании по п.3.3.2 не должно быть неисправностей в любом ее элементе.
2.2.5. Условия торможения
2.2.5.1. Эксплуатационные испытания ручного тормоза
При испытании ручного тормоза по п.3.4 сила торможения должна нарастать постепенно в соответствии с увеличением силы на рукоятку от 45 до 90 Н и составлять не менее 50 Н при приложении силы на рукоятку 90 Н.
Примечание. Сила торможения 46,3 Н соответствует теоретическому тормозному пути менее 2,5 м при скорости 10 км/ч и общей массе ребенка и велосипеда 30 кг.
2.2.5.2. Эксплуатационные испытания ножного тормоза
При испытании системы ножного тормоза по п.3.5 сила торможения, передаваемая на заднее колесо, должна нарастать постепенно в соответствии с увеличением силы на педаль от 20 до 100 Н. Отношение силы на педаль к силе торможения не должно превышать 2:1.
Примечание. Сила торможения 46,3 Н соответствует теоретическому тормозному пути менее 2,5 м при скорости 10 км/ч и общей массе ребенка и велосипеда 30 кг.
2.3. Рулевое управление
2.3.1. Руль
Общая ширина руля должна составлять 350 - 550 мм. Расстояние по вертикали между верхней частью ручек руля, находящихся в самом высоком положении, и плоскостью седла, находящегося в его самом нижнем положении, должно быть не более 250 мм.
Концы руля должны быть снабжены ручками или заглушками, выдерживающими силу стягивания 70 Н.
2.3.2. Стержень руля
Глубина ввода стержня руля в стержень вилки должна быть не менее 65 мм по отношению к нижнему торцу стержня. При наличии ограничительной метки, она должна также располагаться на этом расстоянии. При этом ниже метки должен оставаться участок цилиндрического тела стержня длиной, равной не менее одного диаметра стержня. Ограничительная метка ввода не должна уменьшать прочность стержня.
2.3.3. Зажимное устройство для стержня руля
Зажимное устройство должно выдерживать крутящий момент затяжки не менее 150% максимального заданного изготовителем без разрушения какой-либо из частей резьбовых соединений. После этого испытания узел стержень руля - вилка должен отвечать требованиям п.2.3.5.3.
2.3.4. Устойчивость рулевого управления
Правильно отрегулированное рулевое управление должно свободно без заеданий и люфта в подшипниках поворачиваться в обе стороны от положения соответствующего движению по прямой не менее чем на 60, но не более чем на 75°.
Не менее 25% общей массы велосипеда и ребенка должно приходиться на переднее колесо при условии, что положение седла и ручек руля позволяет ребенку, находящемуся в седле и держащемуся за ручки, максимально сместиться назад.
2.3.5. Прочность узла рулевого управления
2.3.5.1. При испытании по пп.3.6.1.1 и 3.6.1.2 не должно быть ни разрушений стержня руля, ни остаточной деформации более 20 мм на 100 мм длины.
2.3.5.2. При испытании по п.3.6.2 не должно быть перемещения руля относительно стержня.