4.2.1. Грузоподъемные и строительные машины (краны, автогидроподъемники, автомобильные вышки, погрузчики, ямобуры и др.), лебедки, монтажные механизмы и такелажные приспособления должны соответствовать характеру выполняемой работы и находиться в исправном состоянии; персонал при управлении машинами и механизмами должен соблюдать требования правил ТБ.
4.2.2. Эксплуатация строительных машин (механизмов, средств малой механизации), включая техническое обслуживание, должна осуществляться в соответствии с требованиями СНиП по организации строительного производства и инструкциями заводов-изготовителей, грузоподъемных машин - в соответствии с требованиями "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госпроматомнадзором СССР.
4.2.3. Для управления грузоподъемными машинами с машинным приводом и обслуживания их назначаются машинисты и слесари, а для обслуживания грузоподъемных машин с электрическим приводом - кроме того, электромонтеры. Машинисты и слесари должны пройти обучение и аттестацию в соответствии с требованиями правил и инструкций по устройству и безопасной эксплуатации соответствующих машин, а электромонтеры - дополнительное обучение в соответствии с ПТЭ и ПТБ.
Для непосредственного руководства работами с применением кранов и механизмов приказом по организации (предприятию) назначается лицо из числа инженерно-технических работников, ответственное за безопасное производство работ, прошедшее проверку знаний правил и инструкций по устройству и безопасной эксплуатации соответствующих кранов и механизмов, инструкций машиниста (крановщика), стропальщика, зацепщика и др., а также требований настоящего раздела Правил.
В отдельных случаях по согласованию с местными органами Госпроматомнадзора наблюдение за безопасным перемещением грузов краном может быть поручено бригадиру; при этом обязанности по созданию безопасных условий труда возлагаются на руководителя работ.
4.2.4. Ответственными за техническое состояние машин являются базы механизации (автобазы) трестов или монтажных управлений, на балансе которых находятся машины.
4.2.5. В монтажных управлениях трестов лицами, ответственными за исправное техническое состояние механизмов и приспособлений, включая тару и грузозахватные приспособления, являются главные механики управлений.
4.2.6. Лицами, ответственными за безопасное производство работ с применением грузоподъемных машин, механизмов и грузозахватных приспособлений, а также за безопасную эксплуатацию этих машин, механизмов и приспособлений, являются инженерно-технические работники монтажных управлений, назначаемые приказами.
4.2.7. Применение машин и механизмов при производстве ЭМР в условиях повышенной опасности допускается только при наличии ППР (технологических карт), в котором разработаны указания по безопасному выполнению работ.
4.2.8. Руководство организации (предприятия), имеющей на балансе грузоподъемные машины, механизмы, съемные грузозахватные приспособления и тару, должно организовать их учет, периодический осмотр и контроль за ведением:
"Журнала учета и периодических осмотров грузоподъемных машин, механизмов и оборудования (подконтрольных и не подконтрольных органам Госпроатомнадзора)". Грузоподъемным машинам и механизмам, подконтрольным органам Госпроматомнадзора, присваивают регистрационные номера, а не подконтрольным этим органам - индивидуальные (инвентарные) номера. В журнал заносят данные о результатах осмотра, записи о неисправностях, а также о мерах, принятых для устранения неисправностей. Результаты технического освидетельствования заносят в паспорт грузоподъемной машины;
"Журнала учета и периодических осмотров съемных грузозахватных приспособлений и тары" (приложение 12).
4.2.9. Бракованные съемные грузозахватные приспособления, немаркированная и поврежденная тара должны быть удалены с мест производства работ.
4.2.10. На грузоподъемных машинах должны быть таблички с регистрационным номером, указанием грузоподъемности и датой следующего испытания; на съемных грузозахватных приспособлениях должны быть клейма (бирки) с указаниями их номера, грузоподъемности и даты испытания.
4.2.11. Грузоподъемные машины могут быть допущены к перемещению только тех грузов, масса которых не превышает грузоподъемности машины, при этом необходимо учитывать: у стреловых кранов - положение дополнительных опор и вылет стрелы, у кранов с подвижным противовесом - положение противовеса.
4.2.12. Подъем и перемещение груза несколькими грузоподъемными кранами допускается в отдельных случаях; работа должна производиться в соответствии с ППР (технологической картой), разработанными специализированной организацией, в присутствии ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами или специально назначенного инженерно-технического работника.
При подъеме груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать его грузоподъемность.
4.2.13. Каждый раз перед началом работы следует произвести осмотр технического состояния машин (машинистам) и грузозахватных приспособлений (стропальщикам).
4.2.14. При подъеме груз должен быть предварительно приподнят на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки, устойчивости крана и надежности действия тормозов грузовой лебедки.
4.2.15. Стропальщик обязан проверить правильность строповки и удалиться на безопасное расстояние (не менее 1 м) в противоположную сторону от направления перемещения груза.
4.2.16. Груз при его перемещении в горизонтальном направлении должен быть предварительно поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
4.2.17. Лицам, не связанным с работами по перемещению грузов, находиться в зоне действия грузоподъемных механизмов запрещается.
4.2.18. При работе грузоподъемной машины запрещается:
подъем и пepeмeщeние груза с находящимися на нем людьми;
подтаскивание (волочение) груза путем косого натяжения канатов;