Статус документа
Статус документа

ВСН 008-88/Миннефтегазстрой Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Противокоррозионная и тепловая изоляция

2.4. Изоляция трубопроводов битумными покрытиями

2.4.1. Перед началом изоляционных работ на самоходных машинах проверяют правильность установки очистных, праймирующих и изолирующих устройств.

На изолирующей обечайке необходимо отрегулировать и зафиксировать величину нужного зазора между трубой и обечайкой.

Заливают грунтовку в праймерный бак машины и производят очистку и грунтование трубопровода. Битумную мастику заливают в ванну машины и, включив битумные насосы на 3-5 мин, следят за циркуляцией мастики. На шпули машины надевают рулонные материалы, концы которых закрепляют на трубопроводе.

Грунтовка, наносимая на очищенную и сухую поверхность трубопровода, должна покрывать всю поверхность ровным слоем. Пропуски, подтеки, сгустки и вздутия грунтовки не допускаются.

2.4.2. Изоляционные покрытия на битумной основе наносят на очищенную поверхность трубопровода сразу же после высыхания грунтовки "до отлипа".

2.4.3. Машину на первой скорости движения передвигают на 2 - 3 м трубопровода, затем ее останавливают и проверяют качество нанесенного покрытия. Обнаруженные недостатки в работе машины устраняют при полной ее остановке.

2.4.4. Перед началом работы шпули изоляционной машины должны быть отрегулированы и закреплены под углом, обеспечивающим равномерное натяжение полотнища и установленный размер нахлеста витков. Заниженный угол наклона шпуль приводит к большому нахлесту, а увеличенный угол наклона приводит к образованию просветов между витками оберточного материала.

2.4.5. Изоляционную мастику следует наносить по периметру и длине трубопровода ровным слоем заданной толщины без пузырей и посторонних включений. Стеклохолст должен полностью погружаться в мастичный слой, так как только в этом случае достигается наиболее полное армирование покрытия.

2.4.6. Армирование битумного покрытия стеклохолстом и обертку защитными рулонными материалами необходимо производить спирально без гофров, морщин и складок с нахлестом края последующего витка на предыдущий не менее 30 мм. Нахлест концов рулонного материала должен быть не менее 100 мм.

На качество изоляционного покрытия существенное влияние оказывает усилие натяжения полотнища материала при нанесении на трубопровод армирующих материалов по горячей мастике; натяжение должно быть тщательно отрегулировано тормозными устройствами шпуль изоляционной машины.

2.4.7. Ширина рулонного материала для изоляции должна составлять 0,5-0,7 диаметра трубопровода, но не более 50 см.

Важным фактором, влияющим на качество изоляционного покрытия, является соблюдение температурного режима мастики при ее нанесением на трубопровод.

2.4.8. Толщина наносимого битумного изоляционного слоя, его сплошность и прилипаемость, степень погружения стеклохолста в мастичный слой в основном зависят от вязкости мастики, которую регулируют изменением температуры в ванне изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха. Температура мастики, необходимая для получения покрытия за один проход, приведена в табл.4.

Таблица 4

Температура окружающего воздуха, °С

Температура мастики в ванне изоляционной машины,°С

Свыше 30

145

       От 30 до 10

150-155

От 10 до минус 5

155-165

От минус 5 до минус 15

165-175

От минус 15 до минус 25

175-185

Ниже минус 25

185-190



2.4.9. Изоляционно-укладочные работы по нанесению битумных покрытий допускается производить при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30°С.

2.4.10. При совмещенном способе выполнения работ уложенный в траншею трубопровод в тот же день должен быть присыпан рыхлым грунтом.

При раздельном способе выполнения изоляционно-укладочных работ изолированный трубопровод необходимо укладывать на деревянные лежки с мягкими прокладками на них. Укладка в траншею изолированного трубопровода при раздельном способе производится при температуре не ниже минус 20°С.