Применение в качестве национального стандарта РФ прекращено
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ГОСТ 27577-87

Группа Б11


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ
СЖАТЫЙ ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Технические условия

Compressed natural fuel gas for gas-balloon vehicles.
Specifications


ОКП 02 7110 2000                                                                            

Дата введения 1989-01-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ



1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством газовой промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А.И.Гриценко, д-р. техн. наук; В.П.Булычев, канд. хим. наук (руководители темы); Ю.Н.Васильев, д-р. техн. наук; Л.С.Золотаревский, канд. техн. наук; Л.А.Гнедова; В.Б.Перетряхина

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 03.12.87 N 104

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ


Обозначение НТД, на который дана ссылка


Номер пункта


ГОСТ 12.1.005-88


1.5.2


ГОСТ 12.1.007-76


1.5.1


ГОСТ 12.1.011-78


1.5.3


ГОСТ 12.1.044-89


1.5.3


ГОСТ 2405-88


3.1


ГОСТ 5542-87


2.1


ГОСТ 20060-83


1.2


ГОСТ 22387.2-97


1.2


ГОСТ 22387.4-77


1.2


ГОСТ 22667-82


1.2


ГОСТ 23781-87


1.2


ГОСТ 28498-90


3.3

  



5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 08.07.92 N 657

6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июле 1992 г. (ИУС 9-92)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2001 год

Поправка внесена изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2001 год


Настоящий стандарт распространяется на природный сжатый газ, применяемый  в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания и предназначенный для заправки автотранспортных средств.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в пп.1.2 (таблица, показатели 4, 5), 1.3, разд.2, пп.3.1, 3.2 и 3.3.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



1.1. Природный топливный  сжатый газ получают из горючего  природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей по технологии, не допускающей изменения  компонентного состава и утвержденной в установленном порядке.

1.2. По физико-химическим показателям сжатый природный газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.


Наименование показателя


Норма


Метод испытания


1. Объемная теплота сгорания, низшая, кДж/м


32600-36000


По ГОСТ 22667

2. Относительная плотность к воздуху

0,56-0,62

По ГОСТ 22667

3. Расчетное октановое число газа, не менее

105

По п.3.4

4. Концентрация сероводорода, г/м, не более

0,02

По ГОСТ 22387.2

5. Концентрация меркаптановой серы, г/м, не более

0,036

По ГОСТ 22387.2

6. Масса механических примесей в 1 м, мг, не более

1,0

По ГОСТ 22387.4

7. Суммарная объемная доля негорючих компонентов, включая кислород, %, не более

7,0

По ГОСТ 23781

8. Концентрация паров воды, мг/м, не более

9,0

ПО ГОСТ 20060, разд. 2


Примечание. Значения показателей установлены при температуре 20 °С и давлении 0,1013 МПа.      

(Измененная редакция, Изм. N 1).     

1.3. Избыточное давление сжатого природного газа в момент окончания заправки баллона автомобиля должно быть от 19,0 до 19,6 МПа.

1.4.  Температура газа, заправляемого  в баллон, должна быть не выше 40 °С.

При температуре окружающего воздуха 35 °С температура заправляемого газа должна быть не более чем на 5 °С выше температуры воздуха.

1.5. Требования безопасности

1.5.1. Сжатый природный газ  относится к веществам 4-гo класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

1.5.2. Предельно допустимая концентрация углеводородов сжатого природного газа в воздухе рабочей зоны равна 300 мг/м в пересчете на углерод (ГОСТ 12.1.005).

Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочей зоны 10 мг/м, сероводорода в смеси с углеводородами С - 3 мг/м.

1.5.3. Сжатый природный газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси.

Концентрационные пределы воспламенения (по метану) в смеси с воздухом (по объему): нижний - 5%, верхний - 15%; для природного газа конкретного состава пределы воспламенения определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

Категория и группа взрывоопасной смеси - IIA-T1 по ГОСТ 12.1.011 .

1.5.4. Максимальное давление взрыва смеси газа с воздухом, находящейся при абсолютном давлении 0,1013 МПа и температуре 20 °С, равно 0,72 МПа (7,2 кгс/см) (по метану).

1.5.5. Для тушения при возгорании газа должны применяться углекислотные, пенные и порошковые огнетушители, песок, земля, асбестовая кошма, специальные огнегасящие вещества типа "хладон" и т. д.

1.5.6. При производстве, хранении, транспортировании и использовании сжатого природного газа необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденными Госгортехнадзором СССР и правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

1.5.7. Меры и средства защиты работающих от воздействия природного газа, требования к личной гигиене работающих, оборудованию и помещению регламентируются Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности, утвержденными Госгортехнадзором, и Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования АГНКС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ПРИЕМКА



2.1. Приемка газа, поступающего на АГНКС - по ГОСТ 5542.

2.2. Периодичность контроля сжатого газа на АГНКС по показателю 8 таблицы должна быть не менее одного раза в сутки. Давление газа в баллонах определяют после окончания каждой заправки автомобиля. Температуру сжатого природного газа при заправке определяют по требованию потребителя.

Результаты испытаний распространяются на объем поступающего на АГНКС газа между данным и последующим испытаниями.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний сжатого природного газа по концентрации водяных паров проводят повторное испытание. Результаты повторных испытаний распространяются на объем газа между данным и последующим испытаниями. При получении неудовлетворительных результатов при повторных испытаниях заправка баллонов сжатым газом должна быть прекращена до устранения причин, вызвавших отступление, и получения положительных результатов контрольного испытания.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ



3.1. Давление газа в баллоне автомобиля после заправки определяют манометрами не ниже класса точности 2,5 по ГОСТ 2405 или другого типа, установленными на газозаправочных колонках АГНКС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. Метод измерения количества отпускаемого газа и применяемые измерительные средства должны обеспечивать измерение с относительной погрешностью ±5%.

3.3. Определение температуры газа, заправляемого в баллон

В заправочной линии определяют контрольно-измерительный участок, в котором с помощью регулятора давления и дросселирующих устройств устанавливают давление от 20,4 до 21,2 МПа.

В измерительном участке должен быть установлен термометр по ГОСТ 28498 или датчик температуры, обеспечивающий измерение температуры с погрешностью, не превышающей 3 °С.

Через 1,5-3,0 мин после начала пропускания газа через контрольно-измерительный участок считывают показания прибора.

Колебания давления в контрольно-измерительном участке перед испытанием не менее 1,5 мин не должны превышать ±0,3 МПа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. Расчетное октановое число () вычисляют по формуле

,

где - октановое число -го горючего компонента сжатого газа;

- объемная доля -го горючего компонента сжатого газа в смеси;

 - количество горючих компонентов сжатого газа, определенных анализом.

Октановые числа горючих компонентов сжатого газа приведены в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное