Траншея - выемка обычно значительной длины и сравнительно небольшой ширины, предназначенная для укладки прокладываемого трубопровода. Траншея как временное земляное сооружение разрабатывается в определенных параметрах в зависимости от диаметра строящегося трубопровода и может устраиваться с откосами или с вертикальными стенками.
Отвалом обычно называют грунт, укладываемый вдоль траншеи при ее разработке землеройными машинами.
Насыпи - земляные сооружения, предназначенные для прокладки трубопроводов при пересечении низких или сложных участков местности, а также для устройства по ним полотна дорог или смягчения профиля трассы при планировке полосы строительства посредством дополнительной отсыпки грунта.
Выемки - земляные сооружения, устраиваемые посредством срезки грунта при смягчении продольного профиля трассы и прокладке дорог вдоль полосы строительства трубопровода.
Полувыемки-полунасыпи - земляные сооружения, сочетающие признаки выемки и насыпи, предназначенные для прокладки трубопроводов и дорог на крутых косогорах (преимущественно поперечных склонах).
Канавы - сооружения в виде линейных выемок, устраиваемые обычно для осушения полосы строительства, их часто называют водоотводными или дренажными. Канавы, служащие для перехвата и отвода воды, протекающей с вышерасположенной территории и устраиваемые с верховой по уклону стороны земляного сооружения, называют нагорными. Канавы, служащие для отвода воды и расположенные вдоль обеих границ выемок или дороги, называют кюветами.
Канавы, прокладываемые при сооружении трубопроводов (наземным способом) на болотах вдоль границ полосы отвода и служащие для хранения воды, называются противопожарными канавами.
Кавальерами называют насыпи, отсыпанные из излишнего грунта, образовавшегося при разработке выемок, и расположенные вдоль последних.
Резервами обычно называют выемки, грунт из которых используется на отсыпку рядом расположенных насыпей. Резерв отделяется от заложения откоса насыпи защитной бермой.
Карьер - специально разрабатываемая выемка для использования грунта при отсыпке насыпей и расположенная на значительном расстоянии от них.
Канал - выемка значительной протяженности и заполненная водой. Каналы обычно устраиваются при сооружении трубопроводов на болотах и заболоченных участках и служат в качестве траншеи для укладки трубопровода методом сплава или в качестве магистрального канала осушительной сети дренажной системы.
Конструктивными элементами траншеи являются профиль траншеи, отвал грунта, валик над траншеей (после ее засыпки грунтом). Конструктивными элементами насыпи являются земляное полотно, кюветы, кавальеры и резервы.
Профиль траншеи, в свою очередь, имеет следующие характерные элементы: дно, стенки, бровки.
Насыпи имеют: основание, откосы, подошву и бровки откосов, гребень.
Постель - слой рыхлого, обычно песчаного грунта (толщиной 10-20 см), отсыпаемого на дно траншеи в скальных и мерзлых грунтах для предохранения от механических повреждений изоляционного покрытия при укладке трубопровода в траншею.
Присыпка - слой мягкого (песчаного) грунта, отсыпаемого над уложенным в траншею трубопроводом (толщиной 20 см), перед засыпкой его разрыхленным скальным или мерзлым грунтом до проектной отметки поверхности земли.
Вскрышной слой грунта - минеральный мягкий верхний слой грунта, залегающий над материковыми скальными породами, подлежащий первоочередному удалению (вскрытию) с полосы строительства, для последующей эффективной разработки скального грунта буровзрывным методом.
Шпуры - цилиндрические полости в грунте диаметром до 75 мм и глубиной не более 5 м, образуемые буровыми установками для размещения зарядов ВВ при рыхлении прочных грунтов буровзрывным шпуровым методом (для сооружения траншей).
Скважины - цилиндрические полости в грунте диаметром свыше 76 мм и глубиной более 5 м, образуемые буровыми машинами для размещения в них зарядов ВВ при производстве буровзрывных работ как для рыхления грунта, так и взрывов на сброс при устройстве полок в горной местности.
Комплексный последовательный метод - метод разработки траншей преимущественно в высокопрочных вечномерзлых грунтах под балластируемые трубопроводы диаметром 1420 мм, заключающийся в последовательном проходе по створу траншеи нескольких типов роторных траншейных экскаваторов, либо роторных экскаваторов одного типа с разными параметрами рабочего органа для устройства траншеи проектного профиля (до 3х3 м).
Технологический разрыв - расстояние по фронту между захватками производства отдельных видов работ технологического процесса строительства линейной части магистрального трубопровода в пределах полосы отвода (например, технологический разрыв между подготовительными и земляными работами, между сварочно-монтажными и изоляционно-укладочными, а при производстве земляных работ в скальных грунтах разрыв между бригадами по вскрышным, буровым, взрывным работам и разработке траншей экскаваторами в разрыхленных взрывом грунтах).
Пооперационный контроль качества работ - непрерывный технологический процесс контроля качества, осуществляемый параллельно с выполнением любой строительно-монтажной операции или процесса, выполняется в соответствии с разработанными на все виды работ по строительству линейной части магистральных трубопроводов технологическими картами пооперационного контроля качества.
Технологическая карта пооперационного контроля качества земляных работ отражает основные положения по технологии и организации пооперационного контроля, технологические требования к машинам, определяет основные процессы и операции, подлежащие контролю контролируемые показатели, характерные при выполнении земляных работ, состав и виды контроля, а также формы исполнительской документации, в которой регистрируются результаты контроля.