Статус документа
Статус документа

Правила безопасности при строительстве подземных гидротехнических сооружений


3.1. Общие требования


§ 62. После прохождения стволов шахт до проектных горизонтов и устройства необходимых рассечек длиной до 15 м в первую очередь должны проводиться работы по армировке стволов и оборудованию их постоянными подъемами.

§ 63. Минимальные площади поперечных сечений выработок в свету устанавливаются не менее:

а) 4,0 м для транспортных выработок, а также для людских ходков при высоте этих выработок не менее 1,8 м;

б) 2,2 м для восстающих выработок, служащих породоспусками;

в) 1,5 м для вентиляционных восстающих, сбоек и т.п.

§ 64. Все горизонтальные выработки, по которым производится транспортирование грузов, должны иметь на прямолинейных участках расстояния (зазоры) между крепью (в том числе опалубкой) или размещенным в выработках оборудованием, трубопроводами, кабелями электроснабжения или связи и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава рельсового транспорта - не менее 0,7 м (свободный проход для людей), и при нерельсовом самоходном транспорте - не менее 1,0 м с устройством пешеходной дорожки, поднятой на высоту 0,3 или 1,2 м при устройстве прохода на выровненном основании, а с другой стороны - в зависимости от вида транспортных средств:

а) при рельсовом транспорте: не менее 0,25 м при деревянной, металлической и рамных конструкциях железобетонной и бетонной крепи и 0,2 м при сплошной бетонной и железобетонной крепи;

б) при нерельсовом (колесный, гусеничный) транспорте не менее 0,5 м при всех видах крепи.

Свободный проход для людей на всем протяжении выработки должен устраиваться с одной и той же стороны и иметь высоту не менее 1,8 м. В выработках с конвейерной доставкой ширина свободного прохода для людей должна быть не менее 0,7 м с одной стороны, 0,4 м с другой стороны.

При рельсовом транспорте ширина междупутья должна быть такой, чтобы зазор между встречными электровозами (вагонетками и др.) по наиболее выступающей кромке габарита был не менее 0,2 м.

При нерельсовом (гусеничный, колесный) транспорте зазор между встречными транспортными единицами по наиболее выступающей кромке габарита должен быть не менее 0,5 м.

§ 65. На закруглениях величина зазора между габаритом подвижного состава и крепью с внешней стороны, а также величина междупутья должны быть увеличены в зависимости от радиуса кривой, длины и базы подвижного состава с таким расчетом, чтобы при любом положении подвижного состава были соблюдены необходимые зазоры, установленные для прямого участка пути.

§ 66. В околоствольных выработках на расстоянии 50 м от ствола, у капитальных погрузочных и разгрузочных пунктов, в местах производства сцепки и расцепки вагонеток, а также посадки людей в пассажирские поезда расстояние от крепи или размещаемого в выработках оборудования и трубопроводов до наиболее выступающей кромки габарита подвижного состава должно быть не менее 1 м с обеих сторон выработки.

§ 67. Подошва выработки в местах, предназначенных для прохода людей, должна быть выровнена или на ней должен быть уложен настил. Водоотливные канавы, расположенные на стороне свободного прохода, должны быть перекрыты плотными, прочными съемными щитами.

В случае применения нерельсового транспорта свободный проход для людей и проезжая часть должны быть четко разграничены.

Примечание. При использовании нерельсовых машин в выработках, пройденных до введения настоящих Правил, зазор между нерельсовой машиной и наиболее выступающей частью крепи со стороны свободного прохода для людей может быть равен 0,7 м при условии такого устройства проезжей части, которая исключала бы заезд машин на пешеходную дорожку (приподнятые пешеходные дорожки, отбойные брусья и др.).

§ 68. В вертикальных выработках лестницы должны быть установлены с уклоном не более 80°. Над устьем выработки и над каждым полком лестницы должны выступать на 1 м или же над отверстием полка в крепь ствола должны быть прочно заделаны металлические скобы. Внутренняя сторона скоб должна отстоять от крепи на расстоянии не менее 4 см, расстояние между скобами не должно превышать 0,4 м, а ширина скобы составлять не менее 0,4 м.

Установка лестниц в целях обеспечения возможности свободного передвижения спасательных команд в респираторах должна удовлетворять следующим условиям:

а) размеры лазов по длине лестницы должны быть не менее 0,7 м, по ширине - не менее 0,6 м;

б) расстояние от основания лестницы до крепи ствола или отшивки лестничного отделения - не менее 0,6 м;

в) расстояние между полками - не более 8,0 м;

г) лестницы должны быть прочными, устойчиво закреплены и расположены так, чтобы они не находились над отверстиями в полках.

Ширина лестницы должна быть не менее 0,4 м, расстояние между ступеньками - не более 0,4 м. Отверстие над первой верхней лестницей должно закрываться прочной лядой. Лестницы должны содержаться в исправном состоянии, ступеньки - очищаться от грязи и льда. Отделения для прохода людей должны быть надежно отшиты от других отделений по всей длине.

§ 69. Если выходом из подземных выработок служит наклонный ствол (кроме случая проходки наклонного ствола), то в нем должна быть оборудована механическая доставка людей, если разница отметок наклонного ствола превышает 60 м. На случай выхода механической доставки из строя должна быть предусмотрена возможность выхода людей по стволу, для чего в нем должен быть предусмотрен свободный проход шириной не менее 0,7 м на высоту 1,8 м, в котором сооружаются при углах наклона:

от 7 до 15° - перила;

от 15 до 30° - трапы и перила;

от 30 до 45° - лестницы с горизонтальными ступеньками и перилами;

от 45° и более - ходовое отделение, оборудованное так же, как лестничные отделения вертикальных стволов.