Горизонтальные и наклонные выработки
2.43. Поперечные сечения горизонтальных и наклонных выработок должны соответствовать типовым сечениям подземных выработок, утвержденным Госстроем СССР. Минимальные поперечные сечения выработок в свету устанавливаются:
а) для главных откаточных и вентиляционных выработок, участковых вентиляционных и промежуточных штреков и уклонов, людских ходков 6,0 м при высоте этих выработок в свету не менее 1,9 м от головки рельсов;
б) для вентиляционных восстающих, сбоек и т.п. - не менее 1,5 м;
В выработках, введенных в действие до выхода настоящих Правил, минимальные площади поперечных сечений выработок в свету допускаются:
а) для главных откаточных и вентиляционных выработок 4,5 м при деревянной, сборной железобетонной и металлической крепи и 4 м - при каменной, монолитной железобетонной и бетонной крепи при высоте не менее 1,9 м от головки рельсов;
б) для участковых вентиляционных и промежуточных штреков и уклонов, людских ходков - 3,7 м при высоте не менее 1,8 м от головки рельсов.
Меньшие сечения выработок устанавливаются Миннефтепромом по согласованию с Госгортехнадзором СССР.
2.44. Горизонтальные и наклонные выработки, по которым производится транспортирование грузов, должны иметь расстояния (зазоры) между крепью или размещенными в выработках оборудованием, материалами и трубопроводами и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава не менее 0,7 м (для прохода людей), а с другой стороны - не менее 0,25 м при деревянной, металлической и рамных конструкциях железобетонной и бетонной крепи и 0,2 м - при сплошной бетонной, каменной и железобетонной крепи.
Указанная ширина проходов для людей должна быть выдержана по высоте выработки не менее 1,8 м от почвы (тротуара).
Проходы для людей на всем протяжении выработки должны быть устроены с одной и той же стороны.
Зазор между наиболее выступающими габаритами встречных транспортных средств должен быть не менее 0,2 м.
Расстояние от наиболее выступающей по высоте кромки подвижного состава до верхних перекладин дверных проемов в перемычках должно быть не менее 0,5 м при общей высоте проема от головки рельса (или от порога, если его отметка выше отметки головки рельса) не менее 1,8 м, а до косяков - не менее 0,25 м.
Примечание. Требования настоящего пункта распространяются также и на надшахтные здания, в которых применяется рельсовый транспорт, за исключением того, что проемы ворот в этих зданиях должны быть устроены так, чтобы зазоры между косяками ворот и наиболее выступающими габаритами подвижного состава с обеих сторон должны быть не менее 0,7 м.
Наклонные выработки должны быть оборудованы в соответствии с указаниями п.2.6 настоящих Правил.
2.45. На двухпутных участках выработок околоствольных дворов, откаточных и вентиляционных горизонтов строящихся и реконструируемых шахт и во всех других двухпутных выработках в местах, где производятся маневровые работы, а также сцепка и расцепка вагонеток или составов (в том числе и на разминовках), у стационарных погрузочных пунктов, а также в однопутных околоствольных выработках клетевого ствола зазоры должны быть 0,7 м с обеих сторон.
Запрещается устройство в двухпутных выработках проходов между путями.
В местах посадки людей в пассажирские поезда по всей их длине должен быть проход шириной не менее 1 м между крепью, оборудованием или материалами и наиболее выступающими частями поезда со стороны посадки, а при двухсторонней посадке - с обеих сторон.
При монорельсовом транспорте расстояние между днищем сосуда или нижней кромкой перевозимого груза и почвой выработки должно быть не менее 0,4 м. Зазор между наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава или перевозимого груза и крепью, оборудованием или материалами со стороны прохода для людей должен быть при скоростях движения транспорта до 1 м/с не менее 0,7 м, а с другой стороны - не менее 0,2 м. При скоростях движения более 1 м/с зазор для прохода людей должен быть не менее 0,85 м, а с другой стороны - не менее 0,3 м.
2.46. Отставание постоянной крепи (кроме каменной, бетонной или железобетонной) от забоев подготовительных выработок определяется проектом или паспортом крепления, но не должно быть более 3 м. При неустойчивой кровле максимально допустимое отставание постоянной крепи должно быть уменьшено и должно устанавливаться паспортом крепления. Последние (у забоя) три-четыре крепежные рамы должны быть прочно расшиты досками, обаполами, соединены стяжками и т.п. Отставание постоянной каменной, бетонной или железобетонной крепи определяется проектом или паспортом крепления.
Пространство между забоем и постоянной крепью должно быть закреплено временной предохранительной крепью. Замена временной крепи на постоянную производится в соответствии с проектом или паспортом. Возведение постоянной крепи, а также разборка и уборка породы после взрывных работ должны производиться под защитой временной крепи, конструкция которой обеспечивает безопасность работы.
На начало нового цикла постоянная крепь (кроме каменной, бетонной или железобетонной) должна быть возведена вплотную к забою.
Все пустоты за крепью должны быть заложены, забучены или затампонированы.
В случае остановки работ на время свыше суток должны быть приняты меры по предупреждению обрушения кровли в призабойном пространстве и загазирования выработки. Если проведение выработки, подлежащей креплению, остановлено на длительный срок, постоянная крепь на пройденном участке должна быть подведена вплотную к забою.
2.47. В устойчивых и вечномерзлых породах выработки (за исключением сопряжений) можно проходить и оставлять без крепления при сводчатой форме выработки и размерах их сечения, соответствующих утвержденным паспортам.
2.48. В весьма слабых и неустойчивых породах (сыпучих, мягких, в плывучих, а также обрушенных) выработки должны проводиться с применением передовой крепи, щитов или специальными методами по утвержденным в установленном порядке проектам.
2.49. Крепление всех горных выработок должно производиться своевременно и в соответствии с утвержденными для них паспортами проведения и крепления. Паспорта проведения и крепления могут быть типовыми, но в них должны быть отражены конкретные условия по каждой проводимой выработке.
Паспорта должны разрабатываться в соответствии с "Инструкцией по составлению проектов вскрытия и подготовки эксплуатационных блоков, а также паспортов проведения и крепления подземных горных выработок".
2.50. Работы по ликвидации вывалов породы и завалов в подготовительных выработках, независимо от их размеров, должны производиться в соответствии со специальными проектами, утвержденными главным инженером шахты.