1.1. В соответствии с правилами безопасности руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны назначить инженерно-технического работника (службу) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, крановых путей и тары.
1.2. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем грузоподъемных машин с учетом их количества, условий эксплуатации и согласовываться с органом госгортехнадзора. Функции службы надзора за грузоподъемными машинами должны быть изложены в Положении о производственном контроле на опасном производственном объекте организации.
1.3. Если владелец не имеет соответствующих специалистов, то по согласованию с органом госгортехнадзора исполнение обязанностей инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин может быть возложено на работников специализированной организации.
1.4. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин назначается приказом после проверки знаний им правил безопасности и должностной инструкции комиссией с участием представителя органа госгортехнадзора, а при наличии подъемников (вышек) - и Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.
1.5. Периодическая проверка знаний инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должна проводиться не реже одного раза в 3 года комиссией с участием инспектора госгортехнадзора.
1.6. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен быть подчинен главному инженеру (техническому руководителю) предприятия или его заместителю по технике безопасности. В случае отсутствия у владельца таких должностных лиц подчиненность инженерно-технического работника по надзору определяется владельцем по согласованию с органом госгортехнадзора.
1.7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен работать по плану, утвержденному должностным лицом, которому он подчинен. План работы должен включать в себя мероприятия с учетом должностных обязанностей инженерно-технического работника по надзору. О выполнении плана работы инженерно-технический работник по надзору должен ежемесячно представлять отчет должностному лицу, которому он подчинен.
1.8. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет также надзор за безопасной эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений, тары и крановых путей.
1.9. Во время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия инженерно-технического работника по надзору исполнение его обязанностей должно возлагаться приказом на другого работника, имеющего соответствующую квалификацию и прошедшего проверку знаний Правил.
1.10. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин должен знать:
1) правила безопасности;
2) исключен согласно изм. N 1;
3) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (требования для грузоподъемных машин с электроприводом);
4) должностную инструкцию;
5) требования инструкций по эксплуатации грузоподъемных машин предприятий-изготовителей;
6) должностные инструкции для инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, и производственные инструкции для персонала по обслуживанию грузоподъемных машин;
7) инструкцию по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений;
8) методические указания по обследованию грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы;
9) информационные письма и другие указания органов госгортехнадзора по предупреждению аварий и несчастных случаев при эксплуатации грузоподъемных машин.