СНиП IV-4-84
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНЫХ ЦЕН НА МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ
И КОНСТРУКЦИИ И СМЕТНЫХ ЦЕН НА ПЕРЕВОЗКИ
ГРУЗОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Дата введения 1984-10-01
РАЗРАБОТАНЫ НИИЭС Госстроя СССР.
ИСПОЛНИТЕЛИ - инженеры Ю.И.Малиманов (руководитель), Г.В.Буданов, Н.И.Денисов, А.А.Жук, Л.Н.Крылов (Госстрой СССР), канд. экон. наук, Б.И.Колтун, докт. экон. наук Г.М.Хайкин (НИИЭС Госстроя СССР).
ВНЕСЕНЫ И ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Отделом сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР.
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. № 162.
ВЗАМЕН СНиП IV-4-65.
Настоящие строительные нормы и правила устанавливают основные правила определения сметных цен на материалы, изделия и конструкции* и сметных цен на перевозки грузов для строительства. В главе приводятся:
______________
* Материалы, изделия и конструкции именуются в дальнейшем "материалы".
общие положения;
порядок учета оптовых цен при разработке сметных цен на материалы;
порядок определения сметных затрат на тару, упаковку и реквизит;
порядок учета наценок снабженческо-сбытовых организаций при разработке сметных цен на материалы;
порядок определения сметных цен на перевозки грузов для строительства;
порядок учета заготовительно-складских расходов при разработке сметных цен на материалы.
Обязательными отдельными приложениями* к настоящей главе являются:
_______________
* Издаются отдельными сборниками.
сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции, а также дополнения к этим сборникам;
Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства и дополнения к Сборнику;
Сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним, а также дополнения к Сборнику.
1. Общие положения
1.1. Сметные цены на материалы для строительства составляются франко-приобъектный склад строительной площадки и на установленную единицу измерения включают следующие элементы стоимости:
а) оптовую цену;
б) стоимость тары, упаковки и реквизита;
в) наценки снабженческо-сбытовых организаций;
г) стоимость транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ;
д) заготовительно-складские расходы.
В качестве приобъектного склада при определении сметной стоимости строительства принимается предусмотренная проектом организации строительства:
для материалов открытого хранения - площадка, используемая для их размещения на территории строительства объекта (здания, сооружения);
для остальных материалов - склад (место складирования) их для данного объекта (здания, сооружения).
Стоимость доставки материалов от приобъектного склада до рабочей зоны учитывается в составе элементных сметных норм на строительные конструкции и работы и расценок на монтаж оборудования.
Примечание. В случае, когда элементные сметные нормы на строительные конструкции и работы предусматривают доставку отдельных материалов от каких-либо других пунктов, стоимость их перевозки от поставщиков в составе сметных цен должна определяться до этих пунктов.
1.2. Сметные цены на материалы предназначены для определения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Эти цены применяются при разработке единичных расценок на строительные конструкции и работы, расценок на монтаж оборудования, прейскурантов на строительство зданий и сооружений, укрупненных сметных норм на здания и сооружения, укрупненных сметных норм на конструкции и виды работ и других сметных нормативов, а также при составлении сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
Не допускается использование сметных цен на материалы для других целей, в частности, для производственного планирования и списания затрат на материалы на производство строительно-монтажных работ.
1.3. Материалы, на которые разрабатываются сметные цены, подразделяются на две основные группы: местные и привозные.
К местным материалам относятся: железобетонные и бетонные изделия, бетон и раствор, строительный кирпич (керамический, силикатный и др.), камень (бутовый, булыжный, туфовый и др.), щебень (каменный, кирпичный, туфовый и др.), гравий, песок (речной, горный, шлаковый и др.), материалы для дорожных работ (асфальтобетонные смеси, брусчатка, плиты для тротуаров, бордюр и др.), растительная земля, деревья, вода и некоторые другие.
К привозным относятся остальные материалы, используемые в процессе выполнения строительных и монтажных работ.
1.4. На местные материалы разрабатываются для:
неспециализированного строительства - сметные цены общеотраслевого назначения, устанавливаемые по принципу зональных сметных цен, как правило, отдельно для условий промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности*;
_______________
* В областях, краях, а в отдельных случаях и в союзных республиках, где имеются необходимые производственно-экономические условия для перехода на систему расчетов за поставки местных материалов по ценам франко-строительная площадка (ФСП), могут устанавливаться сметные цены единого уровня.
В отдельных областях, краях и союзных республиках, не имеющих областного деления, могут устанавливаться единые областные (республиканские) базисные сметные цены на местные материалы, исходя из среднего по области (республике) размера транспортных затрат. При этом различия в уровне транспортных затрат в пределах области (республики) учитываются разрабатываемыми для соответствующих зон коэффициентами к сметной стоимости строительно-монтажных работ.
специализированного строительства (в том числе линейного) - ведомственные сметные цены;
отдельных крупных строек, по которым условия поставки местных материалов не учтены соответственно в сметных ценах общеотраслевого назначения и ведомственных сметных ценах, - построечные сметные цены.
Для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, при разработке сметных цен на материалы учитывается специфика осуществления строительства и формирование схем перевозки материалов для строек, расположенных в этих районах.
1.5. Разработка сметных цен на материалы должна производиться в следующем порядке.
1.5.1. На первом этапе разработки определяются исходные данные об условиях и расстояниях перевозки материалов (потребность в материалах, источники ее покрытия, балансовые расчеты производства и потребления материалов в соответствующих районах, транспортные схемы поставки материалов с учетом рационально сложившихся условий и расстояний их перевозки).
Для привозных материалов условия и расстояния перевозки определяются по областям, краям, автономным республикам и союзным республикам, не имеющим областного деления, на основе данных соответствующих территориальных органов Госснаба СССР, министерств и ведомств.
По методам определения транспортных схем привозные материалы следует подразделить на три основные группы:
I - материалы, поставляемые территориальными органами Госснаба СССР;
II - материалы, поставляемые предприятиями строительных и специализированных министерств;
III - материалы, используемые в специализированном строительстве.
К группе I относятся привозные материалы, по которым при разработке транспортных схем должно учитываться использование прогрессивной формы обеспечения строительства материальными ресурсами, предусматривающей осуществление поставок в полном объеме территориальными органами Госснаба СССР, министерств и ведомств, независимо от условий поставки, сложившихся в отдельных областях, краях, автономных и союзных республиках. Для этой группы материалов размер транспортных расходов следует определять на основе складских наценок снабженческо-сбытовых организаций территориальных органов Госснаба СССР, утвержденных в установленном порядке.
К группам II и III относятся привозные материалы, по которым при разработке транспортных схем должны приниматься сложившиеся по данным министерств и ведомств, осуществляющих строительство, условия их поставки от предприятий-изготовителей до районов потребления в областях, краях, автономных республиках и союзных республиках, не имеющих областного деления.
Данные об условиях и расстояниях перевозки местных материалов должны определяться:
для сметных цен общеотраслевого назначения - по строительным кустам*, как правило, отдельно для промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности;
_______________
* "Строительный куст" - группа строек, расположенных в определенном населенном пункте или административном районе.
для ведомственных сметных цен - по кустам (районам) специализированного строительства;
для построечных сметных цен - по отдельным крупным стройкам.
При определении указанных исходных данных по местным материалам следует принимать сложившиеся схемы перевозки грузов от предприятий-изготовителей до строительных кустов, кустов (районов) специализированного строительства и отдельных крупных строек.
Транспортные схемы, в зависимости от вида франко, принятого в оптовых ценах на материалы, должны учитывать условия и расстояния их транспортировки последовательно от предприятия-поставщика до станции (порта, пристани) отправления; от станции (порта, пристани) отправления до станции (порта, пристани) назначения; от станции (порта, пристани) назначения до приобъектного склада строительной площадки, а при прямых перевозках - от предприятия-поставщика до приобъектного склада строительной площадки.
Транспортные схемы перевозки местных материалов, как правило, не должны учитывать использование перевалочных баз (складов), за исключением смешанных перевозок, при которых использование прирельсовых (припортовых складов) обусловлено технологией перевозки и хранения грузов.
В случае, когда по местным условиям, в виде исключения, доставка местных материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные затраты, обоснованные проектом организации строительства или другим заменяющим его документом, должны учитываться в виде коэффициентов непосредственно в сметах на строительство.
1.5.2. На втором этапе разработки следует выполнить расчеты сметных цен на материалы по определению размеров транспортных расходов согласно установленной форме типовой калькуляции:
при составлении сметных цен на привозные материалы - по областям, краям, автономным республикам, союзным республикам, не имеющим областного деления;
при составлении соответствующих видов сметных цен на местные материалы (сметные цены общеотраслевого назначения, ведомственные сметные цены, построечные сметные цены) - по строительным кустам, кустам (районам) специализированного строительства, отдельным крупным стройкам.
1.5.3. На третьем этапе разработки сметных цен на материалы должны быть определены сметные цены согласно установленной форме типовой калькуляции.
Разработке сметных цен должно предшествовать выполнение расчетов по установлению территориальных районов, по которым следует устанавливать сметные цены на привозные материалы, и зон (районов), по которым следует устанавливать сметные цены на местные материалы (кроме построечных сметных цен).
Номенклатура материалов, для которых должны разрабатываться сметные цены, принимается в соответствии с усредненными техническими характеристиками, приведенными в приложении к настоящей главе. Технические характеристики материалов определены путем усреднения параметров и потребительских свойств отдельных видов материалов, входящих в группу, или на основе специфицированных характеристик материалов-представителей, предусмотренных элементными сметными нормами на строительные конструкции и работы.
По материалам, на которые указанные технические характеристики в элементных сметных нормах на строительные конструкции и работы не приведены, и, вследствие этого, отсутствуют соответствующие данные в справочном приложении к настоящей главе, номенклатура материалов при составлении сметных цен должна устанавливаться проектными институтами с использованием прейскурантов оптовых цен, утвержденных в установленном порядке.
1.5.4. На четвертом этапе разработки сметных цен на материалы должны быть составлены сборник средних районных сметных цен на привозные материалы и сборник сметных цен на местные материалы.
1.5.5. Разработка сметных цен на материалы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, должна выполняться в порядке, изложенном в подпунктах 1.5.1-1.5.4.
По методам разработки сметных цен материалы подразделяются на три группы:
I - привозные материалы по номенклатуре Сборника средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства в районах Крайнего Севера и отдельных местностях, приравненных к ним (кроме строительных стальных конструкций, конструкций из алюминиевых сплавов, деревянных изделий, арматуры товарной для монолитных железобетонных конструкций, лепных изделий, литых конструкций промышленных печей и труб);
II - местные материалы;
III - строительные стальные конструкции, конструкции из алюминиевых сплавов, деревянные изделия, арматура товарная для монолитных железобетонных конструкций, лепные изделия, литые конструкции промышленных печей и труб.
1.5.6. Сметные цены на привозные материалы для районов Крайнего Севера и отдельных местностей, приравненных к ним, отнесенные к группе I, разрабатываются для базисных пунктов и учитывают доставку материалов на расстояние до 10 км. Для строек, расположенных от базисных пунктов на расстоянии, превышающем предусмотренные в сметных ценах, должны применяться коэффициенты, учитывающие дополнительные затраты по доставке материалов от базисных пунктов по приобъектного склада строек.
Сметные цены на местные материалы разрабатываются в порядке, изложенном в настоящей главе СНиП.
Разработка сметных цен на привозные материалы, отнесенные к группе III, может производиться как для базисных пунктов, так и в порядке, аналогичном принятому для местных материалов.