Статус документа
Статус документа

ТСН 31-315-99 г.Москвы (МГСН 4.13-97) Предприятия розничной торговли (с Изменениями 1, 2, 3)


ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ МАГАЗИНОВ И
ИХ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

3.1. Предприятия розничной торговли (магазины следует проектировать как объекты системы торгово-бытового обслуживания и размещать в отдельно стоящих зданиях, рыночных комплексах, общественных зданиях или центрах, в многофункциональных комплексах, а также встроенными (встроенно-пристроенными) в жилые здания или здания иного назначения, либо пристроенными к этим зданиям. На основе перечисленных типов зданий следует предусматривать возможность формирования торговых центров.

Классификация типов предприятий розничной торговли приведена в приложении 2.

Величину магазина и его специализацию, а также возможность формирования из магазинов торговых центров, следует определять в соответствии с формируемой системой обслуживания, включающей местный и городской уровни обслуживания согласно МГСН 1.01-99. Величину и специализацию магазинов, размещенных в жилых зданиях, следует определять по приложению 5 (МГСН 3.01-01 с учетом Дополнения N 1).

Расстояние от отдельно стоящих предприятий розничной торговли общей площадью более 1000 м до жилых зданий следует принимать согласно СП 2.3.6.1066-01. При меньшей общей площади отдельно стоящего магазина расстояние до окон жилых зданий, границ территорий детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, а также вентиляционных шахт метрополитена следует принимать не менее 25 м при соблюдении действующих противопожарных требований. При соответствующем обосновании (в том числе с учетом данных акустического расчета) и по согласованию с органами госсанэпиднадзора допускается сокращение данного расстояния при отсутствии в зданиях магазинов источников запахового воздействия, а также вентиляционного или других видов инженерного оборудования с повышенным уровнем шумового воздействия.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

3.2. Величина магазина характеризуется размером его торговой площади, в состав которой включается площадь для дополнительного обслуживания покупателей с учетом приложения 3.

При объединении магазинов в торговые центры помещения дополнительного обслуживания допускается предусматривать единым блоком для всего комплекса в целом.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

*3.3. Площадь неторговых помещений следует предусматривать не ниже расчетной, определяемой по удельным показателям согласно приложениям 4 и 5 в зависимости от размера торговой площади и специализации магазина. Верхний предел площади неторговых помещений не нормируется.   

В торговых центрах часть неторговых помещений магазинов (разгрузочные помещения и хозяйственные дворы) рекомендуется объединять, при этом допускается уменьшение суммарной площади этих помещений на величину до 10%.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.4. В магазинах следует предусматривать устройства и мероприятия, обеспечивающие возможность для инвалидов и маломобильных групп населения пользоваться торговыми помещениями и помещениями дополнительного обслуживания согласно требованиям ВСН 62-91*.


3.5. Объемно-планировочная структура и генеральный план участка магазина или торгового центра должны предусматривать функциональное зонирование с разделением потоков движения покупателей и товаров, а также пешеходных и транспортных потоков, в том числе в зоне подвоза и разгрузки товаров.

В магазинах встроенно-пристроенных, пристроенных или встроенных в жилое здание или в здание иного назначения следует обеспечить изоляцию движения покупателей и машин, доставляющих товары, от потоков движения проживающих в этом жилом здании (с учетом требований МГСН 3.01-01), а также работающих и посетителей в зданиях иного назначения (в соответствии с требованиями к их функционированию).

На земельном участке или в структуре магазина допускается предусматривать зоны отдыха покупателей с элементами дополнительного обслуживания (с учетом приложения 3).          

3.6. На земельном участке магазина и торгового центра или в их структуре, в том числе на подземных уровнях, следует размещать автостоянку. Расчетное количество машино-мест на автостоянке следует определять согласно МГСН 1.01-99 (в том числе с учетом табл.9.3.2). При этом для универсамов (супермаркетов) с площадью торговых залов более 1000 м, а также гипермаркетов - 1 машино-место на 15-25 м торговой площади.

При проектировании магазинов, размещаемых в Центральной планировочной зоне, или при реконструкции существующих магазинов допускается сокращение расчетного количества машиномест автостоянок на 10%.

При организации автостоянок на участке торгового центра, объединяющего различные магазины и другие предприятия обслуживания, имеющие максимально пиковые нагрузки в разные дневные часы, допускается сокращение суммарного требуемого количества машино-мест с учетом требований МГСН 1.01-98.

3.5, 3.6. (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

3.7. Функциональное зонирование магазинов и торговых центров, как правило, должно обеспечивать: наиболее короткие пути товародвижения по горизонтали и вертикали, а также кратчайшие связи между разгрузочными платформами, приемочной, грузовыми лифтами, помещением для хранения товаров и соответствующими отделами торговых залов. При этом вспомогательные, подсобные и служебно-бытовые помещения следует располагать в стороне от основных направлений движения товаров.

(Измененная редакция,  Изм. N 1).

*3.8. Этажность магазинов (в том числе количество надземных и подземных этажей) определяется градостроительными, технологическими и противопожарными требованиями по заданию на проектирование. Допускается использование подземных этажей для размещения разгрузочных, складских и других подсобных, служебно-бытовых и инженерно-технических помещений, а также торговых залов магазинов (с помещениями дополнительного обслуживания) продовольственных и непродовольственных товаров торговой площадью не более 1500 м. При этом инженерно-техническое оснащение перечисленных помещений следует проектировать согласно разделу 5 настоящих норм.

*3.9. Высота торговых залов должна быть не менее 3,0 м от пола до потолка. В подсобных, служебных и бытовых помещениях, а также помещениях для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже допускается уменьшение высоты от пола до потолка до 2,5 м с учетом технологических требований.

В магазинах, встроенных в жилые здания, при площади торгового зала не более 250 м допускается принимать высоту всех помещений равной высоте помещений жилой части дома.

Примечание. В торговых залах переменной высоты нормируемому значению высоты должна соответствовать средняя (приведенная) высота помещений. При этом высота в любой части помещения должна быть не менее 2,5 м.

3.10. В продовольственных магазинах помещения кладовых и подготовки товаров к продаже следует предусматривать, как правило, на одном уровне с соответствующим по специализации торговым залом. При размещении складских помещений на других этажах следует предусматривать грузовой лифт для транспортировки контейнеров и средств их перемещения.

(Измененная редакция, Изм. N 1).