Статус документа
Статус документа

Пособие к МГСН 4.07-96 Дошкольные учреждения (Разделы 1-8, Рис.1-24)



2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ,
РАЗМЕЩЕНИЕ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ



2.1 Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).

2.2 Выбор архитектурных типов зданий и комплексов ДОУ в конкретных градостроительных условиях рекомендуется осуществлять с учетом показателя селитебной плотности (средневзвешенной этажности жилых зданий). Малые ДОУ вместимостью от 0,5 до 3 детских групп нормативной наполняемости рекомендуются в малоэтажной жилой застройке (усадебная, коттеджная с постоянно проживающим населением, коттеджная дачная - для сезонно организуемых частных детских садов с режимом кратковременного пребывания детей, малоэтажная блокируемая и т.п.).

При средней этажности жилой застройки 3-7 этажей рекомендуется применение отдельно стоящих ДОУ общего типа вместимостью от 4 до 10 детских групп с условием обеспечения радиуса охвата не более 300 м. Если здания ДОУ проектируются как специализированные, желательно вместимость оздоровительных ДОУ предусматривать не более 6 групп.

Прогулочные группы весьма экономичны, не содержат спален и кухонь, и при размещении в первых этажах жилых зданий способствуют экономии занимаемой территории микрорайона.

При повышенной селитебной плотности (при средневзвешенной этажности жилой застройки более 7-9 этажей) целесообразно применять здания ДОУ на 8-10 групп.

ДОУ вместимостью до 8 групп могут предусматриваться встроенными в первые (нижние два) этажи жилых зданий и встроенно-пристроенными - вместимостью до 10 групп, а при применении ранее разработанных типовых проектов или при реконструкции - до 12 групп.

При средней и повышенной селитебной плотности в системе ДОУ возможно предусматривать по согласовыванию с органами образования и Госсанэпиднадзора Центры дошкольного воспитания. В отдельных случаях Центр дошкольного воспитания может не содержать детские группы, а осуществлять обслуживание детских групп из близрасположенных ДОУ жилого комплекса (микрорайона): бассейн, детские кружки и секции, праздничные утренники, детские спектакли и др. Центр дошкольного воспитания может содержать консультационные пункты для родителей, обеспечивать методическое и организационное руководство системой ДОУ в микрорайоне.

В системе ДОУ микрорайона (жилого комплекса) по согласованию с органами образования и Госсанэпиднадзора могут предусматриваться централизация приготовления пищи и стирки белья.

2.3 ДОУ могут быть блокированы или интегрированы в общеобразовательные школы: I, I и II, а также I, II и III ступеней при условии объединения в одном здании не более 350 детей. Блокированные здания (Детский сад - школа) в основном применяются при низкой селитебной плотности. Учреждения, интегрированные на базе объединения учебных программ, а также специализированных и сопутствующих помещений - Учебно-воспитательные комплексы (далее по тексту УВК), практически могут использоваться при любых градостроительных условиях. Их применение при низких селитебных плотностях сокращает радиусы доступности (как правило, младших классов); при повышенных селитебных плотностях достигается снижение общей вместимости здания школы, в первую очередь, младших классов.

2.4 Определение числа мест в дежурных группах кратковременного присмотра (дневных и круглосуточных) осуществляется на основе социологических обследований или по МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".

2.5 Соотношение возрастных групп детей в ДОУ, а также приоритетные направления обслуживания в отдельных группах или в ДОУ в целом определяются заданием на проектирование или проектом по согласованию с органами образования.

2.6 Градостроительные системы комплексов и зданий ДОУ или их элементов могут иметь место при застройке или реконструкции больших жилых образований от 5 до 15-20 тыс. жителей. При этом функциональная организация этой системы должна обеспечивать ее органичное вхождение в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки.

При низкоплотной жилой застройке здания ДОУ (особенно объединенные со школой) могут представлять собой градостроительные акценты, более крупные по объему и этажности, чем индивидуальные или блокируемые 1-2-этажные жилые дома. В условиях многоэтажной жилой застройки, как правило, двухэтажные здания ДОУ имеют подчиненный характер и могут контрастировать в своем архитектурном решении с мелкоячеистой фактурой фасадов жилых домов укрупненными деталями и укрупненным ритмом.

2.7 В функциональном отношении системы ДОУ могут формироваться универсальными зданиями ДОУ одинаковой или разной вместимости. Когда применяются учреждения разной вместимости - этот прием можно эффективно использовать для предпочтительного размещения в более крупных зданиях общеразвиваюших ДОУ, в зданиях меньшей вместимости - оздоровительных ДОУ. При этом компенсирующие дошкольные учреждения, как правило, лучше предусматривать крупными (на 6-10 детских групп) - для эффективного использования особой планировочной структуры здания, специального оборудования, квалифицированного персонала.

2.8 Здания общеразвиваюших ДОУ, специализирующихся на одном или нескольких направлениях развития (художественно-эстетическом, интеллектуальном, физическом и т.п.) лучше предусматривать вместимостью 4-6 групп, чтобы можно было укомплектовать группы с сохранением нормативного радиуса обслуживания.

2.9 Здания ДОУ могут размещаться во внутридворовом пространстве жилых групп в виде отдельно стоящих зданий, играть роль торцевого элемента, элемента рядовой или поворотной вставки в блокируемой жилой застройке, быть встроенно-пристроенными с выступающими компактными или протяженными объемами вдоль фасадных сторон многоквартирных жилых зданий. Блокируемые элементы-вставки могут быть одно-, двух- или трехэтажными, встроенные (встроенно-пристроенные) объемы - одно- или двухэтажными.

2.10 При проектировании в составе градостроительной системы здания Центра дошкольного воспитания (далее по тексту - ЦДВ) следует предусматривать центральное расположение этого здания в жилом комплексе. Следует иметь в виду, что расстояние от здания Центра до обслуживаемых им остальных ДОУ не должно превышать 300 - 350 м. ЦДВ и обслуживаемые им ДОУ образуют комплексы дошкольного воспитания (КДВ). Частным случаем решения КДВ является обслуживание зданием Центра встроенных или встроенно-пристроенных ДОУ. Такие КДВ особо эффективны, когда встроенные ДОУ малы и не содержат в своем составе залов для музыкальных и гимнастических занятий, бассейна, дополнительных помещений для специализированных занятий (например, компьютерный класс), помещений для занятий детских кружков и секций, которые концентрируются в ЦДВ. В этом случае отдельные небольшие по вместимости ДОУ целесообразно предусматривать специализированными - в соответствии с приоритетными направлениями развития детей или компенсирующей деятельности: только общеразвивающим, только оздоровительным или только компенсирующим, причем, с определенным профилем: логопедическое, для детей с нарушением зрения и т.п.

2.11 В качестве градостроительной системы могут проектироваться объединенные комплексы дошкольных учреждений (отделений) и общеобразовательных школ (школьных отделений) как в виде раздельных зданий этих учреждений, так и единых учебно-воспитательных комплексов. Например, при повышенных селитебных плотностях могут проектироваться комплексы зданий школ, имеющих по 2-3 филиала ''Детский сад - начальная школа", в которых находятся дошкольники преимущественно старших возрастных групп, а более младшие возрастные группы дошкольников могут размещаться в небольших по вместимости отдельно стоящих или встроенных ДОУ.