СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1 Деятельность всех видов государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которое для негосударственных дошкольных учреждений выступает в качестве примерного.
1.2 Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает обучение (реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности), присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными задачами дошкольных учреждений являются:
охрана жизни и укрепление здоровья детей;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.
1.3 Система дошкольных учреждений формируется различными видами дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью их деятельности:
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в любом сочетании);
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
1.4 В соответствии с Типовыми положениями, дошкольные образовательные учреждения (далее по тексту ДОУ) могут по желанию родителей и решению администрации менять профиль обслуживания всего учреждения в целом или отдельных детских групп.
1.5 Все ДОУ предназначены для обслуживания практически здоровых детей и детей, имеющих незначительные отклонения в развитии, которые компенсируются в процессе подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.
В настоящем Пособии не рассматриваются специальные учреждения для детей со значительными нарушениями физического и психического развития.
1.6 Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.
Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.
1.7 Обслуживание практически здоровых детей осуществляет дошкольное образовательное учреждение типа Детский сад. Этот тип учреждения в принципе универсален и предоставляет педагогические и медицинские услуги (в том числе компенсирующие недостатки физического и психического развития) по обучению и оздоровлению детей, в то же время осуществляя бытовые функции ухода и присмотра. Компенсирующие услуги направлены на коррекцию зрения, слуха, произношения, движений, устранение задержек психического и интеллектуального развития.
1.8 Детские сады, как образовательные учреждения, могут избрать одно или несколько направлений в своей основной деятельности в качестве приоритетных, которые определяют вид учреждения: общеразвивающее, оздоровительное, компенсирующее, комбинированное - на основе сочетания вышеуказанных направлений.
Здания для дошкольных учреждений различных видов, как правило, следует проектировать универсальными. Целесообразность проектирования универсальных зданий обосновывается возможностью, предусмотренной в Уставе ДОУ, менять приоритетные направления обслуживания детей в соответствии с изменением спроса потребителей (пожелания родителей). Московскими городскими строительными нормами заложены принципы проектирования универсальных детских садов, которые в равной степени могут работать как развивающие, оздоровительные, компенсирующие для детей с легкой степенью нарушений развития, а также комбинированные. Специализация ДОУ достигается наличием в их составе дополнительных помещений, имеющих специальное оборудование. Это позволяет обеспечить условия полноценного функционирования здания при изменении вида образовательного дошкольного учреждения, которое достигается заменой оборудования дополнительных помещений.
1.9 Особого внимания требует проектирование компенсирующих дошкольных учреждений. Компенсирующие ДОУ для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией), с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта - следует проектировать в виде специальных зданий с сокращенными площадями основных помещений групповой ячейки (т.к. практически вдвое сокращается нормативная наполняемость детских групп) и составом дополнительных помещений, согласуемых с заказчиком на стадии разработки задания на проектирование.
При некоторых видах компенсирующей деятельности для организаций таких учреждений вполне могут подойти универсальные здания ДОУ, например, логопедический детский сад. Отдельные компенсирующие услуги могут быть оказаны не всем, а лишь части детей (или части детских групп) в комбинированном дошкольном учреждении, для размещения которого также подойдет универсальное здание.
1.10 Компенсирующие дошкольные учреждения, в свою очередь, могут проектироваться как специализированные: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, или как универсальные компенсирующие, когда в одном здании могут функционировать учреждения с любой из указанных здесь компенсирующих направленностей.