Статус документа
Статус документа

Пособие к МГСН 4.07-96 Дошкольные учреждения (Разделы 1-8, Рис.1-24)
Пособие к МГСН 4.07-96 Дошкольные учреждения (Раздел 8, Рис.25-45)
Пособие к МГСН 4.07-96 Дошкольные учреждения (Раздел 8, Рис.46-60, Приложения 1-9)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

МОСКОМАРХИТЕКТУРА

ПОСОБИЕ к МГСН 4.07-96

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ


ПРЕДИСЛОВИЕ


1. РАЗРАБОТАНО Институтом общественных зданий Минстроя России (канд. архитектуры Смывина Л.А. - автор и руководитель разработки, канд. архитектуры Гарнец А.М. - общая редакция, арх. Дунаева Т.Г. - графическое оформление); Институт Пединноваций АПН и Минобразования РФ (чл.-корр. АПН Петровский В.А., канд. психологии Стрелкова Л.П., канд. пед. наук Кларина Л.М.), МНИИТЭП (канд. техннческих наук Авдеев Г.К., канд. технических наук Грудзинский М.М. - отопление и вентиляция; инж. Добровольский А.Н., инж. Лапшин А.Ю. -  естественное  и искусственное освещение, электротехнические устройства;  канд. технических наук Федоров Н.Н. - защита от шума, звукоизоляция, акустика помещений).

2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждено и изданию Управлением  перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (арх. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

3. СОГЛАСОВАНО с Департаментом образования г.Москвы, Центром Госсанэпиднадзора г.Москвы, Мосгосэкспертизой, Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНО указанием Москомархитектуры от 25.06.97 №  23 .


Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры     

ВВЕДЕНИЕ



1. Настоящее Пособие разработано в развитие и дополнение МГСН 4.07.96 "Дошкольные учреждения" и распространяется на проектирование массовых типов дошкольных учреждений, в первую очередь, муниципальных, предназначенных для практически здоровых детей и для детей с недостатками развития, подлежащими коррекции и компенсации в процессе подготовки к школе. Настоящее Пособие не рассматривает вопросы проектирования детских домов, детских домов для детей с нарушениями развития, а также дошкольных отделений в школах-интернатах для детей с нарушениями развития.

2. Настоящее Пособие разработано в помощь проектировщикам - архитекторам, технологам, инженерам - с целью показать возможные пути достижения конкретных нормативных требований в проектных решениях зданий дошкольных учреждений и их участков, а также дать рекомендации по функциональной структуре и объемно-планировочному решению зданий, параметры составов и площадей которых превышают минимально допустимые нормы. В Пособии даются рекомендации по эффективному использованию дополнительных капвложений по отношению к нормативному минимуму, в направлении создания развивающей среды и повышения качества архитектуры зданий.

3. В Пособие включены также разделы по расчету сети, новой типологии зданий и комплексов, по организации дошкольных учреждений и участков в особых условиях - на затесненной территории, встроенными, объединенными с общеобразовательной школой.     


СОЦИАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНЫХ
 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



1.1 Деятельность всех видов государственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, которое для негосударственных дошкольных учреждений выступает в качестве примерного.

1.2 Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает обучение (реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности), присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольных учреждений являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.

1.3 Система дошкольных учреждений формируется различными видами дошкольных образовательных учреждений в соответствии с направленностью их деятельности:

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественного, физического и др.);

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в любом сочетании);

центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

1.4 В соответствии с Типовыми положениями, дошкольные образовательные учреждения (далее по тексту ДОУ) могут по желанию родителей и решению администрации менять профиль обслуживания всего учреждения в целом или отдельных детских групп.

1.5 Все ДОУ предназначены для обслуживания практически здоровых детей и детей, имеющих незначительные отклонения в развитии, которые компенсируются в процессе подготовки ребенка к обучению в общеобразовательной школе.

В настоящем Пособии не рассматриваются специальные учреждения для детей со значительными нарушениями физического и психического развития.

1.6 Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

1.7 Обслуживание практически здоровых детей осуществляет дошкольное образовательное учреждение типа Детский сад. Этот тип учреждения в принципе универсален и предоставляет педагогические и медицинские услуги (в том числе компенсирующие недостатки физического и психического развития) по обучению и оздоровлению детей, в то же время осуществляя бытовые функции ухода и присмотра. Компенсирующие услуги направлены на коррекцию зрения, слуха, произношения, движений, устранение задержек психического и интеллектуального развития.

1.8 Детские сады,  как образовательные учреждения, могут избрать одно или несколько направлений в своей основной деятельности в качестве приоритетных, которые определяют вид учреждения: общеразвивающее, оздоровительное, компенсирующее, комбинированное - на основе сочетания вышеуказанных направлений.

Здания для дошкольных учреждений различных видов, как правило, следует проектировать универсальными. Целесообразность проектирования универсальных зданий обосновывается возможностью, предусмотренной в Уставе ДОУ, менять приоритетные направления обслуживания детей в соответствии с изменением спроса потребителей (пожелания родителей). Московскими городскими строительными нормами заложены принципы проектирования универсальных детских садов, которые в равной степени могут работать как развивающие, оздоровительные, компенсирующие для детей с легкой степенью нарушений развития, а также комбинированные. Специализация ДОУ достигается наличием в их составе дополнительных помещений, имеющих специальное оборудование. Это позволяет обеспечить условия полноценного функционирования здания при изменении вида образовательного дошкольного учреждения, которое достигается заменой оборудования дополнительных помещений.

1.9 Особого внимания требует проектирование компенсирующих дошкольных учреждений. Компенсирующие ДОУ для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией), с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта - следует проектировать в виде специальных зданий с сокращенными площадями основных помещений групповой ячейки (т.к. практически вдвое сокращается нормативная наполняемость детских групп) и составом дополнительных помещений, согласуемых с заказчиком на стадии разработки задания на проектирование.

При некоторых видах компенсирующей деятельности для организаций таких учреждений вполне могут подойти универсальные здания ДОУ, например, логопедический детский сад. Отдельные компенсирующие услуги могут быть оказаны не всем, а лишь части детей (или части детских групп) в комбинированном дошкольном учреждении, для размещения которого также подойдет универсальное здание.

1.10 Компенсирующие дошкольные учреждения, в свою очередь, могут проектироваться как специализированные: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, или как универсальные компенсирующие, когда в одном здании могут функционировать учреждения с любой из указанных здесь компенсирующих направленностей.


 1.11 Проектировать здания ДОУ специализированными целесообразно в жилых комплексах с повышенной селитебной плотностью, когда сеть ДОУ достаточно плотная, и перевод ребенка, в случае необходимости, из одного учреждения в другое не отразится на радиусе доступности. Примерное соотношение числа мест в таких специализированных учреждениях ориентировочно можно принять следующим:

общеразвивающие - 40 %;

оздоровительные - 30 %;

компенсирующие - 30 %.

Данные о конкретной потребности мест в ДОУ должны быть уточнены в местных органах образования или в соответствии с результатами социологических обследований.

1.12 В жилых комплексах (микрорайонах) могут быть предусмотрены комплексные многопрофильные и методические центры системы ДОУ. Они могут представлять собой такой вид дошкольного учреждения как Центр развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.

В качестве дополнительных услуг в ДОУ любого типа могут предусматриваться такие мероприятия как родительские семинары, консультации родителям по уходу и воспитанию, психологическая помощь семье, а также детские кружки и секции, в том числе для дошкольников, не являющихся постоянными воспитанниками данного ДОУ. К дополнительным услугам и мероприятиям могут также относиться организация детских утренников и спектаклей, посещение бассейна, консультации специалистов по части компенсирующих мероприятий.

1.13 Сеть ДОУ может содержать прогулочные группы для детей, которые организуются как оздоровительные или общеразвивающие и размешаются в первых этажах многоквартирных жилых домов. Дети в этих группах преимущественно гуляют на свежем воздухе до и после обеда, спят и обедают дома. Число мест в прогулочных группах может составлять 15 - 40 % в зависимости от спроса на них в среде социально благополучных и обеспеченных семей.

1.14 К системе ДОУ относятся также "семейные детские сады" - частные дошкольные учреждения на 0,5 и 0,25 детской группы - т.е. на 10 и 5 детей, размещаемые непосредственно в жилых квартирах (частных жилых домах) владельца ДОУ.

1.15 В жилых комплексах могут предусматриваться дежурные группы кратковременного присмотра -  дневные, где ребенка можно оставить на несколько часов, и круглосуточные -  оказывающие услуги по уходу и присмотру в течение нескольких суток. Дежурные группы кратковременного присмотра могут выполнять роль приюта сроком до нескольких недель, с оказанием ребенку психологической помощи.

1.16 При определении общего расчетного числа мест в ДОУ жилого комплекса (микрорайона) ДОУ типа "Семейный детский сад" и дежурные группы кратковременного присмотра не учитываются.     



2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ, АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ,
РАЗМЕЩЕНИЕ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ



2.1 Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).

2.2 Выбор архитектурных типов зданий и комплексов ДОУ в конкретных градостроительных условиях рекомендуется осуществлять с учетом показателя селитебной плотности (средневзвешенной этажности жилых зданий). Малые ДОУ вместимостью от 0,5 до 3 детских групп нормативной наполняемости рекомендуются в малоэтажной жилой застройке (усадебная, коттеджная с постоянно проживающим населением, коттеджная дачная - для сезонно организуемых частных детских садов с режимом кратковременного пребывания детей, малоэтажная блокируемая и т.п.).

При средней этажности жилой застройки 3-7 этажей рекомендуется применение отдельно стоящих ДОУ общего типа вместимостью от 4 до 10 детских групп с условием обеспечения радиуса охвата не более 300 м. Если здания ДОУ проектируются как специализированные, желательно вместимость оздоровительных ДОУ предусматривать не более 6 групп.

Прогулочные группы весьма экономичны, не содержат спален и кухонь, и при размещении в первых этажах жилых зданий способствуют экономии занимаемой территории микрорайона.

При повышенной селитебной плотности (при средневзвешенной этажности жилой застройки более 7-9 этажей) целесообразно применять здания ДОУ на 8-10 групп.

ДОУ вместимостью до 8 групп могут предусматриваться встроенными в первые (нижние два) этажи жилых зданий и встроенно-пристроенными - вместимостью до 10 групп, а при применении ранее разработанных типовых проектов или при реконструкции - до 12 групп.

При средней и повышенной селитебной плотности в системе ДОУ возможно предусматривать по согласовыванию с органами образования и Госсанэпиднадзора Центры дошкольного воспитания. В отдельных случаях Центр дошкольного воспитания может не содержать детские группы, а осуществлять обслуживание детских групп из близрасположенных ДОУ жилого комплекса (микрорайона): бассейн, детские кружки и секции, праздничные утренники, детские спектакли и др. Центр дошкольного воспитания может содержать консультационные пункты для родителей, обеспечивать методическое и организационное руководство системой ДОУ в микрорайоне.

В системе ДОУ микрорайона (жилого комплекса) по согласованию с органами образования и Госсанэпиднадзора могут предусматриваться централизация приготовления пищи и стирки белья.

2.3 ДОУ могут быть блокированы или интегрированы в общеобразовательные школы: I, I и II, а также I, II и III ступеней при условии объединения в одном здании не более 350 детей. Блокированные здания (Детский сад - школа) в основном применяются при низкой селитебной плотности. Учреждения, интегрированные на базе объединения учебных программ, а также специализированных и сопутствующих помещений - Учебно-воспитательные комплексы (далее по тексту УВК), практически могут использоваться при любых градостроительных условиях. Их применение при низких селитебных плотностях сокращает радиусы доступности (как правило, младших классов); при повышенных селитебных плотностях достигается снижение общей вместимости здания школы, в первую очередь, младших классов.

2.4 Определение числа мест в дежурных группах кратковременного присмотра (дневных и круглосуточных) осуществляется на основе социологических обследований или по МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".

2.5 Соотношение возрастных групп детей в ДОУ, а также приоритетные направления обслуживания в отдельных группах или в ДОУ в целом определяются заданием на проектирование или проектом по согласованию с органами образования.

2.6 Градостроительные системы комплексов и зданий ДОУ или их элементов могут иметь место при застройке или реконструкции больших жилых образований от 5 до 15-20 тыс. жителей. При этом функциональная организация этой системы должна обеспечивать ее органичное вхождение в архитектурно-градостроительный ансамбль застройки.

При низкоплотной жилой застройке здания ДОУ (особенно объединенные со школой) могут представлять собой градостроительные акценты, более крупные по объему и этажности, чем индивидуальные или блокируемые 1-2-этажные жилые дома. В условиях многоэтажной жилой застройки, как правило, двухэтажные здания ДОУ имеют подчиненный характер и могут контрастировать в своем архитектурном решении с мелкоячеистой фактурой фасадов жилых домов укрупненными деталями и укрупненным ритмом.

2.7 В функциональном отношении системы ДОУ могут формироваться универсальными зданиями ДОУ одинаковой или разной вместимости. Когда применяются учреждения разной вместимости - этот прием можно эффективно использовать для предпочтительного размещения в более крупных зданиях общеразвиваюших ДОУ, в зданиях меньшей вместимости - оздоровительных ДОУ. При этом компенсирующие дошкольные учреждения, как правило, лучше предусматривать крупными (на 6-10 детских групп) - для эффективного использования особой планировочной структуры здания, специального оборудования, квалифицированного персонала.

2.8 Здания общеразвиваюших ДОУ, специализирующихся на одном или нескольких направлениях развития (художественно-эстетическом, интеллектуальном, физическом и т.п.) лучше предусматривать вместимостью 4-6 групп, чтобы можно было укомплектовать группы с сохранением нормативного радиуса обслуживания.

2.9 Здания ДОУ могут размещаться во внутридворовом пространстве жилых групп в виде отдельно стоящих зданий, играть роль торцевого элемента, элемента рядовой или поворотной вставки в блокируемой жилой застройке, быть встроенно-пристроенными с выступающими компактными или протяженными объемами вдоль фасадных сторон многоквартирных жилых зданий. Блокируемые элементы-вставки могут быть одно-, двух- или трехэтажными, встроенные (встроенно-пристроенные) объемы - одно- или двухэтажными.

2.10 При проектировании в составе градостроительной системы здания Центра дошкольного воспитания (далее по тексту - ЦДВ) следует предусматривать центральное расположение этого здания в жилом комплексе. Следует иметь в виду, что расстояние от здания Центра до обслуживаемых им остальных ДОУ не должно превышать 300 - 350 м. ЦДВ и обслуживаемые им ДОУ образуют комплексы дошкольного воспитания (КДВ). Частным случаем решения КДВ является обслуживание зданием Центра встроенных или встроенно-пристроенных ДОУ. Такие КДВ особо эффективны, когда встроенные ДОУ малы и не содержат в своем составе залов для музыкальных и гимнастических занятий, бассейна, дополнительных помещений для специализированных занятий (например, компьютерный класс), помещений для занятий детских кружков и секций, которые концентрируются в ЦДВ. В этом случае отдельные небольшие по вместимости ДОУ целесообразно предусматривать специализированными - в соответствии с приоритетными направлениями развития детей или компенсирующей деятельности: только общеразвивающим, только оздоровительным или только компенсирующим, причем, с определенным профилем: логопедическое, для детей с нарушением зрения и т.п.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs