Статус документа
Статус документа

СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы


Бетон

Общая характеристика

3.18*. В конструкциях мостов и труб следует предусматривать применение конструкционного тяжелого бетона со средней плотностью от 2200 до 2500 кг/м включ.*, соответствующего ГОСТ 26633-91.

________________

* Изложенные в разделе нормы и требования относятся к бетону с указанной плотностью, который далее (без указания плотности) именуется "тяжелый бетон".

Применение бетона с другими признаками и плотностью допускается в опытных конструкциях в установленном порядке.

Бетон конструкций по прочности на сжатие характеризуется проектным классом, передаточной и отпускной прочностями. Класс бетона по прочности на сжатие "В" определяется значением гарантированным, обеспеченностью 0,95, прочностью на сжатие, контролируемой на кубах 150х150х150 мм в установленные сроки.

Проектный класс бетона "В" - это прочность бетона конструкции, назначаемая в проекте.

Передаточная прочность бетона - прочность (соответствующая классу) бетона в момент передачи на него усилия в процессе изготовления и монтажа (см. п.3.31*).

Отпускная прочность бетона - прочность (соответствующая классу) бетона в момент отгрузки (замораживания) его со склада завода-изготовителя.

3.19*. Для конструкций мостов и труб следует применять тяжелый бетон классов по прочности на сжатие В20, В22,5, В25, В27,5, В30, В35, В40, В45, В50, В55 и В60.

________________

Бетон классов В22,5 и В27,5 следует предусматривать при условии, что это приводит к экономии цемента и не снижает других технико-экономических показателей конструкции.

В зависимости от вида конструкций, их армирования и условий работы применяемый бетон должен соответствовать требованиям, приведенным в табл.21*.    

 Таблица 21*

Вид конструкций, армирование и условия работы

Бетон класса по прочности на сжатие, не ниже

1. Бетонные

В20

2.  Железобетонные с напрягаемой арматурой при расположении:


а) в зоне переменного уровня воды

В25

б) в надземных частях сооружения

В22,5

в) в подземных частях сооружения, а также во внутренних полостях сборно-монолитных опор

В20

3. Предварительно напряженные железобетонные:

а) без анкеров:     

при стержневой арматуре классов:

А-IV, Ат-IV

В25

А-V, Ат-V

В30

Ат-VI

В35

при проволочной арматуре:

из одиночных проволок класса Вр

В35

из одиночных арматурных канатов класса К-7     

В35

б) с анкерами:     

при проволочной арматуре:

класса В (при наружных или внутренних анкерах)

В25

из одиночных арматурных канатов класса К-7

В25

из пучков канатов класса К-7     

В35

при стальных канатах (со свивкой спиральной, двойной и закрытых)

В35

4. Блоки облицовки опор на реках с ледоходом при расположении мостов в районах со средней температурой наружного воздуха наиболее холодной пятидневки, °С:




минус 40 и выше

В35

ниже минус 40    

В45

Характеристика зон указана в сноске и в примечаниях к табл.22*.

          

Для омоноличивания напрягаемой арматуры, располагаемой в открытых каналах, следует предусматривать бетон класса по прочности на сжатие не ниже В30.

Инъецирование арматурных каналов в предварительно напряженных конструкциях должно производиться раствором прочностью на 28-й день не ниже 29,4 МПа (300 кгс/см).

Для омоноличивания стыков сборных конструкций следует применять бетон класса по прочности на сжатие не ниже принятого для стыкуемых элементов.

3.20*. Марки бетона и раствора по морозостойкости F в зависимости от климатических условий зоны строительства, расположения и вида конструкций следует принимать по табл.22*.     

Таблица 22*

 

Расположение конструкций и их частей

Климатические условия, характеризуемые среднемесячной температурой наиболее холодного месяца согласно СНиП 2.01.01-82, °С

в надводной, подземной
 и надземной незатопляемой зонах

в зоне переменного уровня воды

Вид конструкций

  

 

 

бетонные массивные

 

железо- бетонные
и тонко- стенные бетонные (толщиной менее 0,5 м)

бетонные массивные

железо-
бетонные и тонко- стенные бетонные

кладка тела опор (бетон наружной зоны)

кладка заполнения при блоках облицовки (бетон внутренней зоны)

блоки  облицовки

Умеренные:

минус 10 и выше

200

100

200

100

100

-

Суровые:

ниже минус 10

до минус 20 включ.

200

100

300

200

100

300

Особо суровые:

ниже минус 20

300

200

300*

300

200

400**

К надземным незатопляемым зонам в опорах следует относить части, расположенные на 1 м выше поверхности грунта. Для бетона участков опор, расположенных ниже и достигающих половины глубины промерзания грунта, следует предусматривать требования, указанные для конструкций, находящихся в зоне переменного уровня воды.

За верхнюю границу зоны переменного уровня воды следует принимать условный уровень, который на 1 м выше наивысшего уровня ледохода, за нижнюю - уровень на 0,5 м ниже нижней поверхности слоя льда наинизшего ледостава.

* Железобетонные элементы промежуточных опор железнодорожных и совмещенных мостов на постоянных водотоках в районах с особо суровыми климатическими условиями должны иметь марку бетона по морозостойкости F400.

** Бетон блоков облицовки опор больших железнодорожных и совмещенных мостов через реки с ледоходом при толщине льда свыше 1,5 м и расположении моста в районе с особо суровыми климатическими условиями должен иметь марку по морозостойкости F500.

Примечания: 1. К бетону частей конструкций подводных (на 0,5 м ниже поверхности слоя льда наинизшего ледостава), подземных (ниже половины глубины промерзания), а также находящихся в вечномерзлых грунтах требования по морозостойкости не нормируются. В обсыпных устоях к подземным частям конструкции  относятся части тела устоя, расположенные ниже половины глубины промерзания грунта конуса насыпи.

2*. Бетон: всех элементов водопропускных труб, укрепления русел рек и конусов насыпей, берегоукрепительных и регуляционных сооружений (бетон, находящийся в сезоннооттаивающем слое грунта в районах вечной мерзлоты), всех элементов мостового полотна, включая плиты проезжей части автодорожных мостов, а также бетон выравнивающего слоя одежды ездового полотна, выполняющий гидроизолирующие функции, и плиты мостового полотна в железнодорожных пролетных строениях при безбалластной езде, должен отвечать требованиям по морозостойкости, предъявляемым к бетону, находящемуся в зоне переменного уровня воды.

3*. При назначении требований по морозостойкости участков буронабивных свай в зоне переменного уровня воды за нижний уровень этой зоны принимается отметка на 0,5 м ниже нижней поверхности льда.

3.21. Марки по морозостойкости бетона тела опор и блоков облицовки для мостов, расположенных вблизи плотин гидростанций и водохранилищ, должны устанавливаться в каждом отдельном случае на основе анализа конкретных условий эксплуатации и требований, предъявляемых в этих случаях к бетону речных гидротехнических сооружений.