Статус документа
Статус документа

ОК 024-95 Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) (часть 1) (с Изменениями N 1-17)

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России, входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК), разработан согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 “О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики” и получает дальнейшее развитие и совершенствование в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации” (абзац изложен в редакции изменений N 4/2000).

В ОКЭР включены объекты Общероссийского классификатора экономических регионов (ОК 008-93), который отменяется на территории Российской Федерации с 1 января 1997 года.

ОКЭР предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти и управления Российской Федерации, федеральных округов, межрегиональных ассоциаций, научных, проектных, финансовых, консультативных и других организаций и предприятий всех форм собственности при решении следующих задач (абзац изложен в редакции изменений N 4/2000):

- анализ, прогнозирование и регулирование территориального размещения производительных сил страны, экономических взаимоотношений субъектов Российской Федерации между собой и с федеральными органами государственной власти, формирование и совершенствование региональной социально-экономической политики;

- оценка и упорядочение межрегиональных экономических и культурных связей и решение других проблем, связанных с регулированием социально-экономического развития и согласованием экономических интересов регионов России;

- координация финансово-хозяйственной и социально-культурной деятельности в регионах страны.

Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды экономических регионов. При этом под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

Экономические регионы выделяются по следующим классификационным признакам:

- по относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;

- по общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации;

- по условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков (абзац дополнен изменениями N 2/99);

- по условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;

- по условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;

- по характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.

Исходя из общности условий хозяйствования выделяются экономические районы, экономические зоны и макрозоны.

Экономическим районом является часть территории страны, состоящая из нескольких республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения, характеризующаяся территориально-хозяйственным единством (комплексностью), относительным сходством природных и экономических условий и особенностей. При этом отдельный субъект Российской Федерации может быть включен в состав лишь одного экономического района.

Под экономической зоной или макрозоной понимается часть территории страны, в которую полностью или частично включаются несколько экономических районов. При этом экономические районы или их части могут включаться в несколько экономических зон или макрозон.

Основанием для формирования, изменения состава и упразднения экономических районов, экономических зон и макрозон являются решения федеральных органов государственной власти или согласованные решения Минэкономразвития России, Госкомстата России и Госстандарта России в пределах их полномочий  (абзац изложен в редакции изменений N 5/2001).

Исходя из общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений на территории субъектов федерации в ОКЭР представлены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ). Федеральные округа - крупные территориальные образования (состоящие из нескольких республик, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения), характеризующихся территориальным единством. Федеральные округа создаются решением федеральных органов государственной власти. Межрегиональной ассоциацией экономического взаимодействия является добровольное объединение группы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения - субъектов Российской Федерации, создаваемое совместным решением их органов государственной власти и зарегистрированное в установленном порядке в Минюсте России. При этом субъект Российской Федерации может состоять в нескольких межрегиональных ассоциациях (абзац изложен в редакции изменений N 4/2000).

Формирование остальных видов экономических регионов, включенных в ОКЭР, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в пределах их прав, полномочий и обязанностей, установленных для обеспечения наиболее эффективного выполнения возложенных на них функций обслуживания, инспекции, контроля и регулирования на данной территории.

С учетом условий контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности на территории различных субъектов Российской Федерации в ОКЭР приведены регионы с группировкой объектов административно-территориального деления страны по межрегиональным территориальным управлениям и центрам по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС и ЦГМС) и по территориальным и региональным отделам государственного геологического контроля (ОГГК)  (абзац изложен в редакции изменений N 4/2000).

Исходя из требований и условий обеспечения государственной охраны природных комплексов особой научной или культурной ценности в ОКЭР предусмотрен раздел "Особо охраняемые природные территории". Состав и границы этих особо охраняемых территорий указываются в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации (абзац изложен в редакции изменений N 2/99).

С учетом условий осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих сейсмической и радиационной безопасности, в ОКЭР представлены разделы с группировкой объектов административно-территориального деления страны по территориальным и региональным округам и инспекциям органов федерального горного и промышленного надзора (ФГПН) и межрегиональные территориальные округа по государственному регулированию ядерной и радиационной безопасности на производственных и научных объектах (МТО РБ) (абзац изложен в редакции изменений N 4/2000).

Исходя из требований и условий обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями в ОКЭР представлен раздел, в котором субъекты Российской Федерации сгруппированы по региональным таможенным управлениям (РТУ) (абзац изложен в редакции изменений N 2/99).

С учетом сложности объективных условий, определяемых совокупностью природно-климатических, экономико-географических, социально-экономических, медико-биологических и других антропогенных факторов и параметров окружающей среды конкретных территорий (в том числе на Крайнем Севере России и в некоторых горных местностях), оказывающих неблагоприятное воздействие на человека, в ОКЭР выделены регионы (территории) с различными уровнями дискомфортности условий жизнедеятельности населения, а также регионы, отнесенные к зонам чрезвычайной экологической ситуации.

Состав и административные границы северных и приравненных к ним регионов с дискомфортностью условий жизнедеятельности населения определяются законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Состав и административные границы территорий, отнесенных к зонам чрезвычайной экологической ситуации и зонам экологического бедствия, определяются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

С учетом экономико-географических и исторически сложившихся условий жизнедеятельности малочисленных народов России в ОКЭР выделяется раздел Регионы традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, включающий места традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации (муниципальные образования и населенные пункты), перечень которых утверждается актами Правительства Российской Федерации.

(Абзац изложен в редакции изменений N 10/2017).