Недействующий

Об утверждении клинического руководства "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" (утратил силу на основании приказа Минздрава России от 13.12.2012 N 1042)

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Характеристика состояния

Дискалькулия - специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:

- понимания разрядного строения числа и понятия числа;

- понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;

- понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;

- перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;

- выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);

- распознавания числовых знаков;

- соотнесения чисел в арифметическом действии;

- заучивания таблицы умножения;

- решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определенных действий;

- зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;

- раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;

- выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.

Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.

Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоцинальными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.

Степень тяжести дискалькулии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций.

Клиническая диагностика специфических дискалькулии осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях, коррекционных классах и в некоторых случаях - на школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.

Перечень необходимых обследований

Обязательные консультации:

- логопеда;

- психиатра;

- психолога;

- невролога;

- нейропсихолога.

Дополнительно:

- сурдолога;

- психотерапевта;