Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО г.МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 7 июня 1999 года N 12-14/16124


Разъяснение налогового законодательства

Государственная налоговая инспекция по г.Москве в связи с возникающими вопросами сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) при исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Этот порядок установлен указаниями Банка России от 25.12.97 N 101-У "О введении инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам", которые были согласованы с Минфином России и Госналогслужбой России.

В разделе III инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" определен порядок формирования резерва на возможные потери по ссудам, согласно которому банки обязаны формировать резерв на возможные потери по сумме основного долга по всем ссудам в соответствии с нормативами, установленными для каждой из четырех групп ссудной задолженности.

Бухгалтерский учет созданного резерва ведется по каждой ссудной задолженности на отдельных лицевых счетах соответствующих балансовых счетов. При этом в соответствии с пунктом 3.6 Инструкции делается следующая бухгалтерская проводка:

Д-т балансовый счет 70209 "Другие расходы" (по статье "Отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, относимые на себестоимость" либо по статье "Отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, не относимые на себестоимость");

К-т счета по учету резерва на возможные потери по ссудам (отдельные лицевые счета по каждой ссудной задолженности).

В соответствии с пунктом 4 указаний Банка России от 25.12.97 N 101-У для целей налогообложения сформированный резерв на возможные потери по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной (по предоставленным кредитам, включая межбанковские кредиты (депозиты); по суммам, не взысканным по банковским гарантиям и по операциям, осуществленным в соответствии с договором финансирования под уступку денежных требований (факторинга)), принимается в размере фактически начисленных исходя из требований Инструкции сумм резерва по ссудной и приравненной к ссудной задолженности, отнесенной ко 2, 3 и 4 группам риска, с учетом ограничений, установленных пунктом 5 настоящего письма, но не более:

- 40% от суммы расчетного резерва начиная с отчетности на 1 февраля 1998 года;

- 75% от суммы расчетного резерва начиная с отчетности на 1 февраля 1999 года;

- 100% от суммы расчетного резерва начиная с отчетности на 1 февраля 2000 года.

В соответствии с изложенным в уменьшение налогооблагаемой прибыли принимаются фактически начисленные резервы в пределах 40%, (75%, 100%) от расчетного резерва по конкретной ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной (письмо Госналогслужбы России от 18.08.98 N ВНК-6-05/531).

Одновременно сообщаем, что Банк России письмом от 04.02.99 N 51-Т со ссылкой на письмо Госналогслужбы России от 18.08.98 N ВНК-6-1-05/531 разъяснил о неприменении к кредитным организациям меры воздействия в виде штрафных санкций за несоблюдение кредитными организациями последовательности формирования резерва на возможные потери по ссудам с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 1 указаний оперативного характера Банка России от 23.07.98 N 159-Т.

2. Согласно пункту 5 указаний Банка России от 25.12.97 N 101-У "О введении инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам" к виду ссуд, по которым при расчете налога на прибыль не уменьшают налогооблагаемую базу отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, относятся, в частности, ссуды, не имеющие обеспечения (кроме межбанковских кредитов (депозитов)).

В соответствии с пунктом 2.6 вышеназванной Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а по качеству обеспечения выделяются обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные ссуды. Согласно подпункту 2.6.2 Инструкции недостаточно обеспеченная ссуда - ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, но данный залог не отвечает хотя бы одному из требований, предъявляемых к залоговому обеспечению по обеспеченной ссуде в соответствии с подпунктом 2.6.1 Инструкции.

Что касается необеспеченных ссуд, то согласно подпункту 2.6.3 Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а к этому виду ссуд относятся ссуды, не имеющие обеспечения или имеющие обеспечение в виде залога, не отвечающего требованиям, содержащимся в подпунктах 2.6.1 и 2.6.2 Инструкции, и в связи с этим созданный резерв на возможные потери по необеспеченным ссудам в соответствии с пунктом 5 указаний Банка России от 25.12.97 N 101-У не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Учитывая изложенное, порядок учета в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, которые в соответствии с подпунктом 2.6.2 Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а относятся к недостаточно обеспеченным ссудам, аналогичен порядку, установленному для обеспеченных ссуд.

3. Согласно пункту 23 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490 (далее - Положение N 490), к расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся начисленные и уплаченные проценты по вкладам до востребования (расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам) и срочным вкладам (депозитам). Аналогичный порядок применяется и в отношении начисленных и уплаченных процентов по пункту 25 Положения N 490.

При рассмотрении вопроса об учете в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль начисленных кредитными организациями и уплаченных процентов следует иметь в виду, что нормы письма Банка России от 26.06.98 N 39-П "Положение о порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" (с учетом изменений и дополнений) являются обязательными для исполнения кредитными организациями (статья 56 Федерального закона РФ от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с учетом изменений и дополнений).

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 2 письма Банка России от 24.03.99 N 104-Т "О применении Положений Банка России от 26.06.98 N 39-П, от 31.08.98 N 54-П, а также Методическим рекомендациям Банка России от 14.10.98 N 285-Т", день фактического привлечения (размещения) банком денежных средств не включается в период начисления процентов, а день закрытия отдельного лицевого счета по учету привлеченных (размещенных) денежных средств при исполнении банком (клиентом) обязательств по договору включается в период начисления процентов.

В соответствии со ст. 834-836 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора банковского вклада (депозита), в т.ч. начисление процентов на вклад (депозит), должны отвечать требованиям, установленным законом или принятыми в соответствии с ним банковскими правилами, т.е. в рассматриваемом случае Положением Банка России от 26.06.98 N 39-П (с учетом изменений и дополнений).

Поскольку установленный Положением Банка России от 26.06.98 N 39-П (с учетом изменений и дополнений) порядок начисления процентов по привлеченным средствам зарегистрирован Минюстом России 23.07.98 N 1565, указанное Положение признано соответствующим нормам действующего гражданского законодательства и подлежит применению при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями.

Основание: письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 28.05.99 N 02-3-08/1.

Заместитель
руководителя  инспекции,
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.Глинкин


Текст документа сверен по:
"Налоговые Известия Московского региона",
N 9, 1999 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»