В настоящее время в Российской Федерации, как и в большинстве экономически развитых стран, сложилась ситуация, характеризующаяся увеличением. в составе населения абсолютной численности и доли лиц пожилого и старческого возраста.
Численность лиц пенсионного возраста составляет более 30 млн. человек или пятую часть всего населения Российской Федерации, при этом 3,2 млн. человек - в возрасте 80 лет и старше. Процесс постарения населения особенно выражен в европейской части России (Волго-Вятский, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный районы), где доля лиц старше трудоспособного возраста превышает 23 %.
Это приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует проведения структурных преобразований в здравоохранении, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской и медико-социальной помощи пожилым.
Население старших возрастов страдает множественными тяжелыми хроническими заболеваниями, протекающими на фоне сниженных компенсаторных возможностей. Уровень заболеваемости у пожилых (60-74 года) почти в 2 раза выше, а у лиц старческого возраста (75 лет и старше) - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста.
Указанные группы населения используют значительные ресурсы здравоохранения, однако потребность в получении ими квалифицированной медицинской помощи на догоспитальном и стационарном этапах удовлетворяется не в полной мере.
По данным научных исследований, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи у пожилых в 2 - 4 раза выше, чем у лиц трудоспособного возраста, в то время как реальные показатели обращаемости за медицинской помощью на догоспитальном этапе граждан старших возрастных групп лишь в 1,5 раза превышают аналогичные данные для трудоспособного населения.
Уровень госпитализации в старших возрастных группах составляет около 165 случаев на 1000 человек, что также несколько ниже расчетной потребности.
Потребность в госпитализации по отдельным видам специализированной медицинской помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия и другим) для лиц старших возрастов в 1,5 - 3 раза превышает аналогичные показатели для трудоспособного населения. Необходимость в медико-социальной стационарной помощи по расчетам составляет 49 случаев госпитализации на 1000 лиц старше трудоспособного возраста.
При планировании сети больничных учреждений для лечения указанного контингента также необходимо учитывать, что длительность пребывания на больничной койке у лиц пожилого и престарелого возрастов выше.
Однако существующая система организации оказания медицинской помощи практически не учитывает указанных особенностей, что требует осуществления целенаправленных мер по созданию системы гериатрической помощи, повышению уровня знаний по гериатрии врачей общей лечебной сети и проведению научно исследовательских работ в области геронтологии и гериатрии, в том числе и по вопросам профилактики преждевременного старения населения.
Организация медико-социальной помощи требует более тесного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, в ряде случаев совместного решения поставленных задач на основе интеграции финансовых и других ресурсов.
С целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения, а также интенсификации научных исследований в области геронтологии
приказываю:
1. Внести дополнения и изменения в номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздрава России от 09.04.98 N 110 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" (приложение 1)*.
_______________
* Письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.06.98 N 3614-ВЭ приказ Минздрава России от 09.04.98 N 110 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" признан не нуждающимся в государственной регистрации как не содержащий правовых норм.
2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Организовать гериатрические центры и обеспечить их деятельность согласно положению (приложение 2).
При наличии необходимого материально-технического, финансового и кадрового потенциала возложить функции гериатрических центров на существующие многопрофильные гериатрические больницы или госпитали ветеранов войн.
2.2. При проведении реструктуризации коечного фонда принять меры к созданию сети гериатрических больниц и отделений, учреждений медико-социальной помощи (хосписов, домов и отделений сестринского ухода) в соответствии с потребностью. Обеспечить деятельность гериатрических больниц и отделений согласно положению (приложение 3).
2.3. Утвердить в установленном порядке правила направления на консультацию в гериатрические центры и госпитализации в указанные учреждения, гериатрические больницы (отделения), а также больницы (дома) и отделения сестринского ухода.
2.4. Организовать в амбулаторно-поликлинических учреждениях отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп и инвалидам лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому, в соответствии с положением (приложение 4).
2.5. Рассмотреть совместно с территориальными органами социальной защиты населения возможность долевого участия в финансировании гериатрических, медико-социальных больниц (отделений) и медико-социальных отделений поликлиник.
При необходимости внести соответствующие предложения в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2.6. С учетом потребности и предполагаемого развития сети гериатрических и медико-социальных учреждений (подразделений) принять меры по подготовке и повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по гериатрии, а также по повышению уровня знаний врачей общей лечебной сети по актуальным вопросам гериатрии.
2.7. Обеспечить направление на повышение квалификации по специальности "гериатрия":
- врачей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях), реорганизуемых в гериатрические центры, больницы и отделения, а также в госпитали ветеранов войн и отделения медико-социальной помощи, - на циклы продолжительностью более 100 часов очной части;
- врачей, приступивших к исполнению трудовой деятельности в лечебно-профилактических учреждениях (отделениях) гериатрического профиля до 1 января 1995 года и имеющих непрерывный стаж работы в вышеперечисленных учреждениях (отделениях) не менее пяти лет, - на циклы продолжительностью менее 100 часов очной части.