Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в части поддержки педагогов "на местах". В результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая:
непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников;
рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов;
развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;
методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации;
цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников.
Для оценки эффективности наставнической деятельности можно рекомендовать мониторинг, состоящий из двух этапов.
1) Мониторинг процесса реализации персонализированной программы наставничества, который оценивает:
результативность реализации персонализированной программы наставничества и сопутствующие риски;
эффективность реализации образовательных и культурных проектов совместно с наставляемым;
процент обучающихся наставляемого, успешно прошедших ВПР/ОГЭ/ЕГЭ;
динамику успеваемости обучающихся;
динамику участия обучающихся в олимпиадах;
социально-профессиональную активность наставляемого и др.
2) Мониторинг влияния персонализированной программы наставничества на всех ее участников.
Результатом успешной реализации персонализированной программы наставничества может быть признано:
улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника;
повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования;
степень включенности наставляемого в инновационную деятельность школы;
качество и темпы адаптации молодого/менее опытного/сменившего место работы специалиста на новом месте работы;
увеличение числа педагогов, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем.
При внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях возможны следующие риски*.
_________________
* О системе минимизации рисков более подробно говорится в пункте 6 Методических рекомендаций по внедрению (применению) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (приложение). - См. https://www.edu-press.ru/publications/odvo/_16_810. - Ред.
1. Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.
2. Высокая нагрузка на наставников и наставляемых.
3. Низкая мотивация наставников.