Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10032-2007

Группа Т59

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ

     
Reference model of data management



ОКС 35.180

Дата введения 2008-09-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизации в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК10 "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 573-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК ТО 10032:2003 "Информационная технология. Эталонная модель управления данными" (ISO/IEC TR 10032:2003 "Information technology - Reference model of data management").

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Существует множество способов реализации систем управления данными* для определения эталонной модели управления данными. Для определения функций управления данными или ссылок на них используют различные термины, для описания различных функций применяют одинаковые термины. Поэтому необходима стандартизация функций управления данными. Настоящий стандарт представляет эталонную модель управления данными и определяет области стандартизации этой модели.

________________

* Данные - это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для ее передачи, интерпретации и обработки с участием человека или автоматическими средствами (ГОСТ 34.320-96). Как правило, данные структурируют в виде таблицы.

Настоящий стандарт устанавливает эталонную модель управления данными, обеспечивает основу для координации разработки стандартов в области управления данными и позволяет в перспективе использовать действующие стандарты и проекты стандартов.

Термин "управление данными" включает в себя описание, создание, модификацию, использование данных и управление ими в информационных системах. Такие функции управления данными могут быть выполнены как общие услуги для прикладных информационных систем. Альтернативно каждое приложение может определять соответствующие данные и управлять ими. Если функции управления данными выполнены как общие услуги, то желательно обеспечить стандартизованные средства управления данными для совместного использования данных множеством пользователей. Такая стандартизация требует определения множества интерфейсов, для которых могут быть разработаны специальные стандарты.

Целью настоящего стандарта является обеспечение в пределах области его применения соответствующей структуры:

a) для идентификации интерфейсов;

b) для позиционирования всех таких интерфейсов относительно друг друга;

c) для идентификации средств обеспечения каждого интерфейса;

d) для идентификации процесса поддержки каждого интерфейса и, где это применимо, данных, необходимых для такой поддержки;

e) для распределения использования интерфейсов в соответствии со стадиями жизненного цикла информационных систем;

f) для идентификации связанных альтернатив, ассоциированных с соответствующим идентифицированным интерфейсом.

В настоящем стандарте выделены три главные цели стандартизации управления данными:

a) совместимость ресурсов;

b) минимизация стоимости поддержки информационной системы на всех этапах ее жизненного цикла;

c) оптимальное использование достижений стандартизации и оптимизация организации работ в этой области.

Совместимость ресурсов применима и к информационным ресурсам, например к представлению данных в базах данных, и к ресурсам различных процессоров. В настоящем стандарте особое внимание уделено совместимости информационных ресурсов, расположенных в различных местах и разработанных с использованием различных аппаратных средств и программного обеспечения. Система совместимости ресурсов - основа для управления доступом.

Снижение стоимости поддержки информационной системы относится ко всем фазам жизненного цикла информационной системы и охватывает затраты на ее проектирование, разработку, эксплуатацию и поддержку.

Оптимальное использование достижений стандартизации и оптимизация организации работ в этой области предусматривает сокращение числа необходимых стандартов и упрощение их содержания.

Настоящий стандарт идентифицирует области для разработки стандартов или постоянного улучшения их качества и обеспечивает общую структуру для комплексной поддержки и актуализации взаимосвязанных стандартов.

Настоящий стандарт обеспечивает структуру, позволяющую группам экспертов продуктивно и независимо разрабатывать стандарты для различных компонентов информационных систем.

Настоящий стандарт является основополагающим и позволяет разрабатывать новые стандарты по мере появления новых технологий.

Описание эталонной модели управления данными представлено в настоящем стандарте следующим образом:

- раздел 4 содержит общие положения управления данными и требования, основанные на особенностях информационных систем;

- в разделе 5 рассмотрены основные понятия данных, которые требуются для эталонной модели, их связь друг с другом и понятием процесса;

- в разделе 6 приведена архитектурная модель, в рамках которой могут быть размещены различные данные и компоненты обработки, необходимые для управления данными;

- в разделе 7 описаны цели и принципы стандартизации управления данными;

- в приложении А приведен перечень взаимосвязанных международных стандартов;

- в приложении В показана связь действующих стандартов и проектов стандартов с архитектурной моделью.

Настоящий стандарт определяет классы услуг, ожидаемых и предоставляемых при управлении данными, и описывает структуру их взаимосвязи. Однако управление данными не является изолированным процессом и существует в средах, обеспечивающих другие услуги, такие как хранение данных и обмен ими.

Пояснения некоторых положений настоящего стандарта приведены в виде сносок, выделенных курсивом.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает эталонную модель управления данными, разработанную ИСО, и структуру, необходимую для координации и разработки действующих и будущих стандартов в области управления постоянными данными в информационных системах. Перечень действующих стандартов в области управления данными представлен в приложении А.

Стандарт устанавливает общую терминологию и основные понятия, относящиеся ко всем данным информационных систем. Такие понятия используют для определения более специфических услуг, предоставляемых специальными компонентами управления данных, например системами управления базами данных или системами словарей данных. Определение подобных взаимосвязанных услуг идентифицирует интерфейсы, которые могут стать предметом будущих стандартов.

Настоящий стандарт не рассматривает услуги и протоколы управления данными. Стандарт не содержит требования для создания информационных систем и не служит основой для оценки соответствия.

Настоящий стандарт рассматривает процессы, которые касаются обработки постоянных данных и их взаимодействия с особыми процессами, характерными для специфических информационных систем, а также рассматривает общие услуги по управлению данными, такими как требования по определению (объявлению), хранению, извлечению, обновлению, поддержке в рабочем состоянии, копированию, восстановлению, передаче в приложениях и словарях данных.

В область применения настоящего стандарта входит рассмотрение стандартов в области управления данными, размещенными в одной или нескольких компьютерных системах, включая услуги по управлению распределенной базой данных.

Настоящий стандарт не рассматривает общие услуги, обычно предоставляемые операционной системой, т.е. процессы, связанные с конкретными типами физических устройств хранения данных, методами хранения данных, деталями коммуникаций и интерфейсом человек-компьютер.

Настоящий стандарт определяет услуги, предусмотренные в интерфейсе. Стандарт не налагает ограничений на реализацию процессов.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Определения, установленные в настоящем разделе, предназначены для использования в настоящем стандарте. В пояснениях к термину даны более простые описания. Некоторые из нижеприведенных терминов определены в других стандартах, но они необходимы для использования в соответствующем контексте управления данными.

2.1 управление доступом (access control): Процесс, заключающийся в предупреждении несанкционированного использования ресурсов.

Управление доступом связано с предоставлением возможности санкционированного и предупреждением несанкционированного доступа к данным. При управлении доступом должны быть определены процессы, которые может выполнять пользователь.

2.2 данные управления доступом (access control data): Данные, связанные с определением или модификацией привилегий управления доступом.

2.3 механизм управления доступом (access control mechanism): Механизм, предназначенный для реализации политики обеспечения и повышения безопасности.

2.4 приложение (application): Операции, связанные с управлением данными и их обработкой, выполняемые в соответствии с конкретными требованиями информационной системы.

2.5 прикладной процесс (application process): Процесс, определенный в соответствии с требованиями конкретной информационной системы.

2.6 прикладная система (application system): Система прикладных процессов, использующая услуги, предоставляемые интерфейсом человек-компьютер, средства коммуникаций и система управления для обработки данных, необходимые для соответствия требованиям информационной системы.

2.7 контрольный журнал (audit trail): Журнал, предназначенный для регистрации процессов функционирования в информационной системе.

2.8 санкционирование (authorization): Определение привилегий для конкретного идентифицированного пользователя.

2.9 связывание (binding): Установление отношений между конкретными определениями данных и процессами.

2.10 клиент (client): Субъект (пользователь или процесс), запрашивающий услуги, предоставляемые на другом процессоре (т.е. сервере).

2.11 отношение клиент-сервер (client-server relationship): Связь, устанавливаемая в момент, когда клиент запрашивает услугу, которая должна быть выполнена сервером.

2.12 коммуникационное соединение (communications linkage): Средства обмена данными между компьютерными системами или между пользователем и компьютерными системами.

2.13 компьютерная система (computer system): Совокупность аппаратных средств, управляемых программным обеспечением (операционной системой) как единый модуль. Компьютерная система может также предоставлять общие услуги, такие как управление доступом, взаимодействие процессоров и графический интерфейс пользователя.

2.14 конфигурация (configuration): Совокупность процессов информационной системы и способ взаимосвязи этих процессов.

2.15 управление конфигурацией (configuration management): Деятельность, связанная с управлением конфигурацией информационной системы на всех этапах жизненного цикла.

2.16 правило ограничения целостности (constraining rule): Правило, являющееся частью средства моделирования данных и управляющее выполнением требований, обеспечивающих целостность определенного набора данных.

2.17 ограничения (constraint): Ограничения на значения определенного набора данных.

2.18 стандарт содержания данных (data content standard): Логические требования к данным, имеющим общую область применения и используемым во многих прикладных системах.

2.19 определение данных (data definition): Описание правил, которым должен удовлетворять один или более набор данных.

2.20 экспорт данных (data export): Услуга по управлению данными, заключающаяся в извлечении данных из базы данных и создании копии этих данных, организованных в соответствии с форматом обмена данными.

2.21 импорт данных (data import): Услуга по управлению данными, заключающаяся во вставке данных в базу данных, организованную в соответствии с форматом обмена данными.

2.22 независимость данных (data independence): Независимость процессов от объектов данных, состоящая в том, что объекты данных могут быть изменены без нарушения процессов.

2.23 целостность данных (data integrity): Соответствие значений всех данных базы данных определенному непротиворечивому набору правил.

2.24 формат обмена данными (data interchange format): Правила структурирования определенных данных, устанавливающие формат данных, необходимый для экспорта данных из одной системы управления данными и их импорта в другую систему управления данными.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».