Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 26000-2012

Группа Т50

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководство по социальной ответственности

Guidance on social responsibility



ОКС 03.100.01

Дата введения 2013-03-15

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ТК 471 "Социальная ответственность" совместно с Академией труда и социальных отношений на основе выполненного компанией "Эрнст энд Янг" перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 471 "Социальная ответственность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1611-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26000:2010* "Руководство по социальной ответственности" (ISO 26000:2010 "Guidance on social responsibility")

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Предисловие


Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (органов членов ИСО). Разработка международных стандартов обычно осуществляется Техническими комитетами ИСО. Каждая организация - член ИСО, заинтересованная в деятельности, для которой создан Технический комитет, имеет право быть представленной в этом комитете. Международные правительственные и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО, также принимают участие в работе. В области электротехнической стандартизации по всем вопросам ИСО работает в тесном сотрудничестве с Международной электротехнической комиссией (МЭК).

Международные стандарты разрабатываются в соответствии с правилами, приведенными в Части 2 Директив ИСО/МЭК.

Основной задачей Технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые Техническими комитетами, рассылаются организациям - членам ИСО для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется одобрение не менее 75% организаций - членов ИСО, участвующих в голосовании.

Следует обратить внимание на то, что некоторые элементы настоящего международного стандарта могут быть предметом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию отдельных или всех этих патентных прав.

ИСО 26000 был подготовлен Рабочей группой "Социальная ответственность", образованной при Техническом совете ИСО.

Данный международный стандарт был подготовлен с использованием подхода, основанного на участии экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны, из более чем 90 стран и 40 международных и региональных организаций, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Эти эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон: потребители; государства; промышленность; трудящиеся; неправительственные организации (НПО); а также организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследовательскую и научную деятельность, и другие. Кроме того, были обеспечены особые условия для достижения баланса между развивающимися и развитыми странами, а также гендерного баланса в проектных группах. Хотя были предприняты усилия для того, чтобы обеспечить сбалансированное участие всех групп заинтересованных сторон, достижение полного и справедливого баланса заинтересованных сторон было ограничено различными факторами, включая доступность ресурсов и необходимость в навыках английского языка.

Введение


Мировой опыт деятельности организаций и сторон, заинтересованных в успехе этой деятельности, способствует все большему осознанию потребности в социально ответственном поведении и его преимуществ. Целью социальной ответственности является содействие устойчивому развитию.

Результативность организации в отношении общества, в котором она функционирует, и ее воздействия на окружающую среду стала крайне важной частью оценки ее общей результативности и способности продолжать функционировать эффективно. В этом частично отражается растущее осознание необходимости поддержания здоровых экосистем, социальной справедливости и хорошего организационного управления. В долгосрочной перспективе все действия организации зависят от благополучия мировых экосистем. Организации все больше подвергаются критике различных заинтересованных сторон. Осознание преимуществ и оценка результатов деятельности организации [в области] социальной ответственности могут влиять, помимо прочего, на:

- ее конкурентные преимущества;

- ее репутацию;

- ее способность привлекать и удерживать трудящихся или членов (организации), клиентов, заказчиков или пользователей;

- поддержание морального состояния, вовлеченности и производительности работников;

- взгляды инвесторов, владельцев, доноров, спонсоров и финансового сообщества;

- ее взаимоотношения с компаниями, правительствами, средствами массовой информации, поставщиками, организациями-аналогами, клиентами и сообществом, в котором организация функционирует.

Настоящий стандарт представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, признанию социальной ответственности и взаимодействию с заинтересованными сторонами, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности (см. таблицу 2), и способам интеграции социально ответственного поведения в организацию (см. рисунок 1). Этот стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности в области социальной ответственности.

Настоящий стандарт предназначен для организаций частного, государственного и общественного секторов, как больших, так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего стандарта будут одинаково полезны для организаций всех типов, все основные темы применимы к каждой организации. Каждая основная тема включает ряд проблем. Определение того, решение какой из этих проблем применимо к данной организации и значимо для нее, является ответственностью отдельной организации и осуществляется ею путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами.

Государственные организации, как и любые другие организации, могут по желанию использовать этот стандарт. Однако он не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства.

Каждой организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный стандарт.

Признавая, что различные организации находятся на разных стадиях осознания и интеграции социальной ответственности, настоящий стандарт предназначен для добровольного применения как теми, кто начинает руководствоваться концепцией социальной ответственности, так и теми, кто имеет больше опыта в ее внедрении. Для начинающих будет полезным ознакомление и применение данного стандарта в качестве руководства по социальной ответственности, тогда как опытный специалист может использовать его для улучшения практической деятельности и дальнейшего интегрирования социальной ответственности в организации. Хотя данный стандарт предназначен для того, чтобы его читали и применяли как единое целое, для пользователей, которые ищут специальную информацию о социальной ответственности, может быть полезной схема в таблице 1. Во врезке 1 содержится краткая информация, предназначенная для помощи пользователям этого стандарта.

Настоящий стандарт дает рекомендации для пользователей и не предназначен и не подходит для целей сертификации. Любые предложения сертифицировать или утверждения о сертификации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 26000 будут искажать назначение и цель этого стандарта.

Ссылка на какую-либо добровольную инициативу или инструмент в приложении А к данному стандарту не подразумевает, что ИСО наделяет или придает специальный статус такой инициативе или инструменту.


Таблица 1 - Схема ИСО 26000

Название раздела

Номер раздела

Описание содержания раздела

Область применения

Раздел 1

Определяет область применения этого стандарта и указывает на некоторые ограничения и исключения

Термины и определения

Раздел 2

Указывает и приводит определения ключевых терминов, применяемых в этом стандарте. Эти термины имеют основополагающее значение для понимания социальной ответственности и применения этого стандарта

Понимание социальной ответственности

Раздел 3

Описывает ключевые факторы и условия, которые повлияли на развитие социальной ответственности и которые продолжают воздействовать на ее характер и практику. В нем также представлена сама концепция социальной ответственности: что она означает, и как она применима для разных организаций. Раздел содержит руководство для малых и средних организаций по использованию этого стандарта

Принципы социальной ответственности

Раздел 4

Вводит и разъясняет общие принципы социальной ответственности

Признание социальной ответственности и взаимодействие с заинтересованными сторонами

Раздел 5

Описывает две практики социальной ответственности: признание организацией своей социальной ответственности, а также идентификацию организацией своих заинтересованных сторон и взаимодействие с ними. Дает рекомендации по взаимосвязи между организацией, ее заинтересованными сторонами и обществом, по признанию основных тем и проблем социальной ответственности и по сфере влияния организации

Руководство по основным темам социальной ответственности

Раздел 6

Дает разъяснения по основным темам и связанным с ними проблемам, относящимся к социальной ответственности (см. таблицу 2). Для каждой основной темы представлена информация об области применения, [ее] отношении к социальной ответственности, связанных с ней принципах и факторах, а также связанных с ней действиях и ожиданиях

Руководство по сквозной интеграции социальной ответственности в организации

Раздел 7

Представляет руководство по введению социальной ответственности в практику организации. Сюда относятся рекомендации по: пониманию социальной ответственности организации, сквозной интеграции социальной ответственности в организации, обмену информацией относительно социальной ответственности, повышению доверия к организации в отношении социальной ответственности, анализу прогресса и повышению результативности, а также оценке добровольных инициатив в области социальной ответственности

Примеры добровольных инициатив и инструментов в области социальной ответственности

Приложение А

Представляет неполный перечень добровольных инициатив и инструментов, относящихся к социальной ответственности, касающихся аспектов одной или нескольких основных тем или сквозной интеграции социальной ответственности в организации

Сокращение терминов

Приложение В

Содержит сокращенные термины, используемые в настоящем стандарте

Библиография

Включает ссылки на авторитетные международные инструменты и стандарты ИСО, на которые даны ссылки в тексте этого стандарта как на источники информации



Таблица 2 - Основные темы и проблемы социальной ответственности

Основные темы и проблемы

Обсуждаются в разделе

Основная тема: Организационное управление

6.2

Основная тема: Права человека

6.3

Проблема 1: Должная предусмотрительность

6.3.3

Проблема 2: Ситуации, связанные с риском для прав человека

6.3.4

Проблема 3: Избежание соучастия

6.3.5

Проблема 4: Удовлетворение жалоб

6.3.6

Проблема 5: Дискриминация и уязвимые группы

6.3.7

Проблема 6: Гражданские и политические права

6.3.8

Проблема 7: Экономические, социальные и культурные права

6.3.9

Проблема 8: Основные принципы и права в сфере труда

6.3.10

Основная тема: Трудовые практики

6.4

Проблема 1: Наем и трудовые отношения

6.4.3

Проблема 2: Условия труда и социальная защита

6.4.4

Проблема 3: Социальный диалог

6.4.5

Проблема 4: Охрана труда на рабочем месте

6.4.6

Проблема 5: Развитие человеческого потенциала и обучение на рабочем месте

6.4.7

Основная тема: Окружающая среда

6.5

Проблема 1: Предотвращение загрязнения

6.5.3

Проблема 2: Устойчивое ресурсопользование

6.5.4

Проблема 3: Смягчение изменения климата и адаптация к нему

6.5.5

Проблема 4: Защита окружающей среды. Биоразнообразие и восстановление природных местообитаний

6.5.6

Основная тема: Добросовестные деловые практики

6.6

Проблема 1: Противодействие коррупции

6.6.3

Проблема 2: Ответственное вовлечение в политику

6.6.4

Проблема 3: Добросовестная конкуренция

6.6.5

Проблема 4: Пропаганда социальной ответственности в рамках цепочки создания [добавленной] стоимости

6.6.6

Проблема 5: Уважение прав собственности

6.6.7

Основная тема: Проблемы, связанные с потребителями

6.7

Проблема 1: Добросовестные практики маркетинга, заключение договоров и беспристрастная подача информации, основанной на фактах

6.7.3

Проблема 2: Защита здоровья и безопасности потребителей

6.7.4

Проблема 3: Устойчивое потребление

6.7.5

Проблема 4: Обслуживание и поддержка потребителей, разрешение претензий и споров

6.7.6

Проблема 5: Защита данных и обеспечение конфиденциальности потребителей

6.7.7

Проблема 6: Доступ к услугам первой необходимости

6.7.8

Проблема 7: Образование и осведомленность

6.7.9

Основная тема: Участие в [жизни] сообществ и их развитие

6.8

Проблема 1: Участие в [жизни] сообществ

6.8.3

Проблема 2: Образование и культура

6.8.4

Проблема 3: Создание занятости и развитие навыков

6.8.5

Проблема 4: Развитие технологий и доступ [к ним]

6.8.6

Проблема 5: Создание благосостояния и дохода

6.8.7

Проблема 6: Здоровье

6.8.8

Проблема 7: Социальные инвестиции

6.8.9

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs