Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 54810-2011

Группа Д29

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобильные транспортные средства

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Методы испытаний

Motor vehicles. Fuel economy. Test methods



ОКС 43.060.01

ОКП 45000

Дата введения 2012-09-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1178-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее - АТС) категорий М с максимальной массой свыше 3,5 т*, М, М, N и N по ГОСТ Р 52051 с двигателями с принудительным зажиганием или с воспламенением от сжатия и устанавливает методы испытаний.

_______________

* Расход топлива АТС категории M, N с максимальной массой до 3,5 т включительно определяется в соответствии с [1].


Стандарт не распространяется на АТС с гибридными силовыми установками, с двигателями, работающими на газообразном топливе, а также на АТС, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 расход топлива при заданных режимах движения: Расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге с твердым ровным покрытием при заданных режимах движения АТС.

3.2 расход топлива в магистральном цикле на дороге: Расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения, имитирующих магистральные эксплуатационные режимы.

3.3 расход топлива в городском цикле на дороге: Расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения, имитирующих городские эксплуатационные режимы.

3.4 топливная характеристика установившегося движения: Зависимость расхода топлива от скорости при установившемся движении АТС на данной передаче на горизонтальной дороге с твердым ровным покрытием.

3.5 контрольный расход топлива: Средний (осредненный) расход топлива при заданных режимах, устанавливаемых в зависимости от категории и класса АТС по ГОСТ Р 52051.

3.6 допускаемая скорость движения: Заданный верхний предел скорости движения на измерительном участке.

3.7 номинальная скорость движения: Скорость движения АТС на данной передаче, соответствующая номинальной частоте вращения коленчатого вала (ротора) двигателя, при которой он развивает свою номинальную мощность.

Примечание - В случае если изготовителем указан диапазон оборотов, в котором двигатель развивает свою номинальную мощность, номинальная скорость движения определяется как соответствующая среднему значению оборотов этого диапазона.

3.8 масса АТС в снаряженном состоянии: Установленная изготовителем масса порожнего транспортного средства, полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей и другими техническими жидкостями), укомплектованного запасным колесом (при наличии) и инструментом, с водителем массой 75 кг (для автобусов дополнительно - с членом экипажа массой 75 кг, если в транспортном средстве предусмотрено место для него).

3.9 максимальная масса АТС: Установленная изготовителем технически допустимая максимальная масса АТС, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.

3.10 полная масса груза: Максимально допустимая масса груза, ограниченная изготовителем в соответствии с установленной им технической характеристикой АТС, допустимыми нагрузками на оси АТС или иным образом.

3.11 масса дополнительного оборудования: Величина дополнительного увеличения массы порожнего транспортного средства сверх установленной изготовителем массы АТС в снаряженном состоянии, связанного с изменением комплектации АТС (в том числе с установкой на АТС дополнительного оборудования), в целях улучшения его потребительских свойств.

3.12 измерительный участок: Участок дороги с заданной характеристикой, предназначенный для измерений расхода топлива АТС.

     4 Общие требования

4.1 Показатели и характеристики

Настоящий стандарт устанавливает следующие показатели и характеристики топливной экономичности АТС:

4.1.1 расход топлива при заданных скоростях движения;

4.1.2 расход топлива в магистральном цикле на дороге;

4.1.3 расход топлива в городском цикле на дороге;

4.1.4 топливная характеристика установившегося движения;

4.1.5 контрольный расход топлива.

4.2 Требования к объекту испытаний

4.2.1 Предназначенное для испытаний АТС должно соответствовать техническим условиям (техническому описанию), быть укомплектованным, заправленным горюче-смазочными материалами (ГСМ) и другими жидкостями; пройти обкатку в соответствии с инструкцией по эксплуатации и иметь пробег не менее 3000 км (включая обкатку).

В случае если у испытуемого образца АТС замеренная фактическая величина массы в снаряженном состоянии меньше величины массы АТС в снаряженном состоянии, установленной изготовителем (контрольной величины массы АТС в снаряженном состоянии в соответствии с 4.3.1.2), масса в снаряженном состоянии испытуемого образца АТС должна быть приведена к указанному значению, установленному изготовителем, путем установки на АТС дополнительного балласта с учетом установленного изготовителем распределения масс по осям АТС в снаряженном состоянии.

4.2.2 Шины не должны иметь повреждений и износ протектора более 50%. Давление в шинах должно соответствовать требованиям предприятия-изготовителя. Давление измеряют и регулируют на "холодных" шинах. В процессе испытаний АТС регулировка давления не допускается.

4.2.3 Окна и вентиляционные люки при проведении испытаний должны быть закрыты, мягкий откидной верх или тент должен находиться в рабочем положении. Агрегаты и механизмы АТС, не применяемые во время движения по дорогам с усовершенствованным покрытием (дополнительный ведущий мост, коробка отбора мощности и др.), должны быть выключены; в раздаточной коробке должна быть включена высшая передача.

4.2.4 Системы отопления и кондиционирования воздуха должны быть выключены (переведены в режим наименьшего энергопотребления в случае, если их отключение не предусмотрено конструкцией АТС). Допускается использование этих систем при сравнительных испытаниях.

4.2.5 Наличие элементов дополнительного оборудования АТС, способных изменять аэродинамические свойства АТС таким образом, что это может повлиять на результаты испытания, не допускается, кроме случаев, описанных в 4.2.6. Защита грузов (балласта), размещаемого на открытых платформах АТС категории N, от атмосферных воздействий с помощью не предусмотренных штатной комплектацией АТС тентов и (или) других средств защиты, выполняющих или способных выполнять роль аэродинамических экранов, способных повлиять на результаты испытания, не допускается, кроме случаев, описанных в 4.2.6.

4.2.6 По требованию заказчика испытания допускается проведение испытания АТС при наличии не предусмотренных изготовителем элементов дополнительного оборудования, а также средств защиты грузов (балласта) на открытых платформах, способных изменять аэродинамические свойства АТС таким образом, что это может повлиять на результаты испытания.

4.2.7 В качестве груза применяют негигроскопичный балласт или натуральные грузы для АТС категорий N и манекены или балласт (мешки с сыпучими наполнителями) для АТС категорий М. Допускается применять в качестве балласта гигроскопичные грузы при условии их надежной защиты от атмосферных воздействий.

Балласт (манекены) должны быть надежно закреплены.

4.2.8 В протоколе испытаний (рекомендуемая форма приведена в приложении В) должна указываться масса АТС:

- в снаряженном состоянии (по данным изготовителя в соответствии с 3.8);

- в снаряженном состоянии (фактическая);

- максимально допустимая, равная сумме массы АТС в снаряженном состоянии (по данным изготовителя в соответствии с 3.8 с учетом требований 4.3.1.2) и полной массы груза, определенной в соответствии с 4.3.1.1;

- при испытаниях.

4.3 Масса груза

4.3.1 При испытаниях должна применяться полная масса груза, определенная в соответствии с 4.3.1.1, кроме случаев, описанных в 4.3.2-4.3.6.

4.3.1.1 Полная масса груза принимается равной по величине разнице между установленными изготовителем технически допустимой максимальной массой АТС и массой АТС в снаряженном состоянии, определенной с учетом 4.3.1.2. Однако если полученная таким образом величина оказывается больше величины допускаемой максимальной полезной нагрузки АТС, установленной изготовителем путем ее непосредственной регламентации, ограничения осевых нагрузок или иным образом, отличным от регламентации технически допустимой максимальной массы АТС, то в этом случае за величину полной массы груза принимается меньшая из этих величин.

4.3.1.2 В случае если изготовителем установлен диапазон, в котором могут находиться значения массы представленного для испытания образца АТС в снаряженном состоянии, при вычислении величины применяемой полной массы груза за контрольную величину массы АТС в снаряженном состоянии в пределах диапазона, установленного изготовителем, принимается:

- фактическая масса представленного для испытания образца АТС в снаряженном состоянии, если она находится в границах установленного изготовителем диапазона,

- значение массы, соответствующее верхней границе установленного изготовителем диапазона, в случае, если фактическая масса представленного для испытания образца АТС в снаряженном состоянии превышает эту величину;

- значение массы, соответствующее нижней границе установленного изготовителем диапазона, в случае, если фактическая масса представленного для испытания образца АТС в снаряженном состоянии меньше этой величины. При этом величина фактической массы АТС в снаряженном состоянии должна быть приведена к указанному значению массы в соответствии с 4.2.1.

4.3.2 При испытаниях АТС категории М с максимальной массой свыше 3,5 т должна применяться половина полной массы груза, определенной в соответствии с 4.3.1.1, но не менее 180 кг.

4.3.3 В случае если масса АТС при испытании, определенная с учетом применяемой массы груза, установленной в соответствии с 4.3.1-4.3.5 (в зависимости от категории и класса АТС по ГОСТ Р 52051), превышает максимальную технически допустимую массу АТС, установленную изготовителем, при испытании АТС должна применяться масса груза, обеспечивающая максимальную технически допустимую массу АТС, установленную изготовителем.

4.3.4 В случае если у АТС, на которое распространяются требования 4.3.1, фактическая масса порожнего АТС в связи с изменением его комплектации (установкой дополнительного оборудования) отличается от установленной изготовителем массы АТС в снаряженном состоянии, то, по согласованию с заказчиком испытания, при определении величины применяемой массы груза допускается величину, определенную по 4.3.1, уменьшать на величину массы дополнительного оборудования в целях определения показателей топливной экономичности, характеризующих АТС в данной комплектации, с обязательным отражением в протоколе испытаний всех изменений комплектации АТС, учитываемых при определении массы дополнительного оборудования.

4.3.5 В случае если у АТС, на которое распространяются требования 4.3.2, фактическая масса порожнего АТС в связи с изменением его комплектации (установкой дополнительного оборудования) отличается от установленной изготовителем массы АТС в снаряженном состоянии, то, по согласованию с заказчиком испытания, при определении величины применяемой массы груза допускается его величину, определенную по 4.3.2, уменьшать на половину величины массы дополнительного оборудования в целях определения показателей топливной экономичности, характеризующих АТС в данной комплектации, с обязательным отражением в протоколе испытаний всех изменений комплектации АТС, учитываемых при определении массы дополнительного оборудования.

4.3.6 По требованию заказчика испытаний в обоснованных случаях допускается применение программы испытаний, предусматривающей проведение испытаний АТС с применением массы груза, отличающейся от устанавливаемой 4.3.1-4.3.5, а также при фактической массе АТС в снаряженном состоянии, меньше устанавливаемой 4.2.1:

- при проведении сравнительных испытаний АТС различных типов;

- при определении показателей топливной экономичности АТС в условиях специализированных перевозок (перевозок грузов определенной массы);

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs