Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 52800-2007
(ИСО 13325:2003)

Группа Т34


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Шум

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА ОТ КОНТАКТА ШИН С ДОРОЖНЫМ
ПОКРЫТИЕМ ПРИ ДВИЖЕНИИ НАКАТОМ

Noise. Coast-by methods for measurement of tyre-to-road sound emission


ОКС 17.140.30

         83.160.10

Дата введения 2008-07-01

     
Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 358 "Акустика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2007 г. N 404-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 13325:2003 "Шины. Измерение шума, производимого шинами при взаимодействии с дорогой, методом движения накатом" (ISO 13325:2003 "Tyres - Coast-by methods for measurement of tyre-to-road sound emission") путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт имеет следующие отличия от примененного в нем международного стандарта ИСО 13325:2003:

- в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5-2004 из раздела "Нормативные ссылки" исключены международные стандарты, не принятые в качестве национальных стандартов Российской Федерации. Раздел дополнен следующими национальными и межгосударственными стандартами: ГОСТ 17187-81 (вместо МЭК 60651:2001), ГОСТ 17697-72 (вместо указанного в структурном элементе "Библиография" ИСО 4209-1), ГОСТ Р 52051-2003 (вместо указанного в структурном элементе "Библиография" ИСО 3833), ГОСТ Р 41.30-99 (вместо ИСО 4223-1), ГОСТ Р 41.51-2004 (вместо ИСО 10844);

- из раздела "Нормативные ссылки" в структурный элемент "Библиография" перенесен международный стандарт МЭК 60942:1997;

- из подраздела 6.1 исключены сведения о сроках поверки измерительных приборов, так как периодичность поверки устанавливается стандартами Государственной системы обеспечения единства измерений. Из этого же подраздела исключен последний абзац, поскольку он повторяет требования к испытательной площадке, устанавливаемые в разделе 5;

- исключена последняя фраза из А.1.7 (приложение А). Эта фраза добавлена в виде примечания в конец А.1.9, по месту первого упоминания опорной скорости;

- из последнего абзаца А.2.3 (приложение А) исключена фраза "Это дает искомое значение уровня звука " как дублирующая первую фразу первого абзаца указанного пункта;

- кроме того, изменены отдельные слова и добавлены фразы, более точно раскрывающие смысл некоторых положений настоящего стандарта. Указанные изменения выделены в тексте курсивом.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шума, производимого шинами при взаимодействии с дорожным покрытием, когда они установлены на движущемся накатом транспортном средстве (далее - ТС) или буксируемом прицепе, т.е. когда прицеп или ТС свободно катится с выключенными двигателем, трансмиссией и всеми вспомогательными системами, не являющимися необходимыми для управления ТС.  Поскольку шум при испытаниях методом с использованием ТС больше собственного шума шин, можно ожидать, что метод испытаний с использованием прицепа позволит получить объективную оценку собственного шума шин.

Настоящий стандарт распространяется на легковые и грузовые ТС, как они определены в ГОСТ Р 52051. Стандарт не предназначен для определения как доли шума шин в общем шуме ТС, движущихся под действием тяги двигателя, так и уровня шума транспортного потока в заданной точке местности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.30-99 (Правила ЕЭК ООН N 30) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов
     
     
ГОСТ Р 41.51-2004 (Правила ЕЭК ООН N 51) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырех колес, в связи с производимым ими шумом
     
     
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
     
     
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний (МЭК 61672-1:2002 "Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Требования", NEQ)

ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 41.30 и ГОСТ 17697, а также следующие обозначения и термины с соответствующими определениями.

3.1 Классы шин

С1 Шины легковых ТС.

С2 Шины грузовых ТС с LI в одночисловом формате, не превышающим 121, и категорией скорости N или выше.

СЗ Шины грузовых ТС с LI в одночисловом формате, не превышающим 121, и категорией скорости М или ниже, или шины с LI в одночисловом формате не менее 122.

3.2 индекс несущей способности LI (load index): Числовой код, характеризующий максимальную нагрузку, которую способна выдержать шина в установленных производителем шины условиях эксплуатации при скорости движения ТС, соответствующей категории скорости шины.

Примечание - Если LI состоит из двух чисел, ссылаются только на первое число. Для шин, индекс несущей способности которых неизвестен, ссылаются на показатель максимальной нагрузки, указанный на боковине шины.

     4 Общие положения


Методы, установленные настоящим стандартом, основаны на использовании движущегося ТС (см. приложение А) или буксируемого прицепа (см. приложение В). Измерения шума шин проводят при движении ТС или прицепа накатом.

Результаты измерений соответствуют объективному значению уровня звука, излучаемого при заданных условиях испытаний.

     5 Испытательная площадка (полигон)


Испытательная площадка должна быть плоской и горизонтальной. Условия распространения звука между источником звука и микрофоном должны соответствовать условиям свободного звукового поля над звукоотражающей плоскостью с показателем акустических условий не более 1 дБ. Такие условия полагают выполненными, если на расстоянии 50 м от центра испытательной площадки отсутствуют отражающие звук объекты, такие как ограды, барьеры, мосты или здания.

Поверхность испытательной площадки должна быть сухой и чистой во всех направлениях. Поры должны быть также сухими. Испытательная площадка и ее поверхность должны удовлетворять требованиям приложения И ГОСТ Р 41.51 (см. рисунок 1).     

     

      

1 - траектория движения; 2 - положение микрофона; , , , - опорные линии


Примечание - Движение ТС происходит как предписано в приложении А, прицепа - в соответствии с приложением В.

Рисунок 1 - Испытательная площадка и ее поверхность

          

     

     6 Средства измерений

6.1 Акустические средства измерений

Шумомер должен удовлетворять требованиям для шумомеров 1-го класса точности по ГОСТ 17187.

Измерения должны быть проведены при использовании частотной характеристики и временной характеристики .

Перед началом и по окончании измерений в соответствии с инструкцией производителя или с помощью стандартного источника звука (например, пистонфона) проводят калибровку шумомера, результат которой вносят в протокол измерений. Калибратор должен соответствовать 1-му классу по [1].

Если показания шумомера, полученные при калибровке, различаются более чем на 0,5 дБ в серии измерений, результаты испытаний следует признать недействительными. Любые отклонения должны быть зафиксированы в протоколе испытаний.

Ветрозащитные экраны применяют в соответствии с рекомендациями производителя микрофона.

6.2 Микрофоны

При испытаниях используют два микрофона, по одному с каждой стороны ТС/прицепа. В непосредственной близости от микрофонов не должно быть препятствий, оказывающих влияние на акустическое поле, и людей между микрофоном и источником звука. Наблюдатель или наблюдатели должны располагаться так, чтобы не влиять на результаты измерения звука. Расстояния между положениями микрофонов и центральной линией движения на испытательной площадке должны быть равны (7,5±0,05) м. При прохождении испытуемого ТС вдоль средней линии движения, как показано на рисунке 1, каждый микрофон должен быть расположен на высоте (1,2±0,02) м над поверхностью испытательной площадки и должен быть ориентирован согласно рекомендациям производителя шумомера для условий свободного поля.

6.3 Измерения температуры

6.3.1 Общие положения

Средства измерений температуры воздуха и поверхности испытательной трассы должны иметь одинаковую точность не менее ±1 °С. Для измерения температуры воздуха не следует использовать инфракрасные термометры.

Тип датчика температуры следует указать в протоколе испытаний.

Может быть применена непрерывная регистрация через аналоговый выход. Если такой возможности нет, то определяют дискретные значения температуры.

Измерения температуры воздуха и поверхности испытательной площадки являются обязательными и должны быть проведены в соответствии с инструкциями производителей средств измерений. Результаты измерений округляют до ближайшего целого числа градусов Цельсия.

Измерения температуры должны точно соответствовать по времени измерениям звука. В обоих методах испытаний (с ТС и прицепом) в качестве альтернативного варианта может быть использовано среднее значение множества результатов измерений температуры в начале и конце испытаний.

6.3.2 Температура воздуха

Датчик температуры располагают в свободном месте вблизи микрофона, так чтобы он мог воспринимать потоки воздуха, но был защищен от прямого солнечного излучения. Последнее требование обеспечивают любым затеняющим экраном или другим аналогичным приспособлением. С целью минимизировать влияние теплового излучения поверхности на слабые воздушные потоки датчик температуры располагают на высоте от 1,0 до 1,5 м над поверхностью испытательной площадки.

6.3.3 Температура поверхности испытательной площадки

Датчик температуры располагают в месте, где он не создает помех для измерений звука и его показания соответствуют температуре следов колес.

Если в контакте с датчиком температуры используют какое-либо приспособление, то надежный тепловой контакт между приспособлением и датчиком получают с помощью теплопроводящей пасты.

Если применяют инфракрасный термометр (пирометр), то высоту датчика температуры над поверхностью выбирают так, чтобы получить пятно диаметром не менее 0,1 м.

Не допускается искусственно охлаждать поверхность испытательной площадки до или во время проведения испытаний.

6.4 Измерения скорости ветра

Средство измерений скорости ветра должно обеспечивать результаты измерений с погрешностью, не превышающей ±1 м/с. Измерения скорости ветра проводят на высоте микрофона между линиями и не далее 20 м от средней линии движения (см. рисунок 1). Направление ветра относительно направления движения регистрируют в протоколе испытаний.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs