ГОСТ Р 52614.2-2006
Группа Т59
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы менеджмента качества
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСТ Р ИСО 9001-2001
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Quality management systems.
Guidelines for the application of GOST R ISO 9001-2001 in education
ОКС 03.120.10
ОКСТУ 0025
Дата введения 2007-06-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО НИЦ КД) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Перспективные производственные технологии, менеджмент и оценка рисков" на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2006 г. N 309-ст
4 Настоящий стандарт является идентичным международному стандарту IWA 2:2003 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в сфере образования" (IWA 2:2003 "Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education").
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении С
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
0.1 Общие положения
Настоящий стандарт содержит руководящие указания для учреждений, предоставляющих образовательные услуги, по внедрению результативной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ИСО 9001.
Примечания
1 Для повышения результативности системы менеджмента качества текст ИСО 9004 оставлен без комментариев для тех образовательных учреждений, которые выходят за рамки требований, установленных ИСО 9001.
Известно, что стоимость внедрения и поддержания результативной и эффективной системы менеджмента качества - величина определенная, тогда как доходы от дальнейшего функционирования системы менеджмента качества таковыми не являются. Образовательные учреждения заинтересованы в понимании и использовании стандарта ИСО 9004 и восьми принципов системы менеджмента качества в соответствии со своими потребностями.
2 Для того чтобы совокупные затраты образовательного учреждения на внедрение и поддержание системы менеджмента качества приводили к постоянному улучшению его деятельности, внедрение и поддержание этой системы должны быть запланированы и выполнены как проект или программа проектов в зависимости от размера и индивидуальных особенностей образовательного учреждения.
3 Выделенные курсивом сноски в тексте настоящего стандарта приведены для пояснения текста идентичного международного стандарта IWA 2:2003.
Руководящие указания, приведенные в настоящем стандарте, помогут образовательным учреждениям сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с педагогической практикой.
Учебный план образовательного учреждения может определить основные направления обучения и формы оценки знаний. Однако наличие учебного плана не гарантирует удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, если процессы образовательных учреждений несовершенны. Потребность в предупреждении этих недостатков привела к разработке настоящего стандарта в помощь образовательным учреждениям при внедрении ими системы менеджмента качества. Дальнейшая оценка учебного плана и образовательных процессов в соответствии с установленными требованиями может повысить результативность и эффективность учебного процесса. Внутренние аудиты системы менеджмента качества обеспечивают верификацию выполнения установленных требований, например достижение запланированных показателей.
Система менеджмента качества образовательного учреждения должна показать, что все в нем работает хорошо. Система должна быть достаточно всеобъемлющей, чтобы она отвечала объективным критериям качества для образовательных учреждений. Контроль качества - основополагающий процесс в системе менеджмента качества. При оценке работы людей сложно провести точное измерение. Оценку обычно проводят во время образовательного процесса.
Требования, приведенные в настоящем стандарте, могут быть дополнены в соответствии со спецификой образовательного учреждения.
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования* 0.1 Общие положения Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или документации. Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер методических указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования. Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования. При разработке настоящего стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ИСО 9000:2000 и ИСО 9004:2000. |
_________________
* Приведенный в рамке из сплошных линий текст ИСО 9001 идентичен тексту соответствующего раздела ГОСТ Р ИСО 9001.
0.2 Процессный подход в образовательном учреждении
Образовательные учреждения, предоставляющие образовательные услуги, должны определить свои процессы. Эти процессы обычно являются междисциплинарными и включают в себя в том числе вспомогательные услуги, например:
- стратегический процесс для определения роли образовательного учреждения в социально-экономической среде;
- подготовка и обеспечение компетентности профессорско-преподавательского состава;
- обслуживание производственной среды;
- разработка, анализ и актуализация учебных планов и программ;
- поступление и отбор абитуриентов;
- процесс обучения студентов и его оценка;
- итоговая оценка с присвоением обучающемуся академической степени, присуждаемой в соответствии с дипломом или свидетельством о компетентности;
- вспомогательные процессы для реализации основных процессов обучения, направленных на выполнение учебных планов и поддержку обучающихся до получения ими академической степени или свидетельства;
- внутренний и внешний обмен информацией;
- измерение образовательных процессов.
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом". Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность: a) понимания и выполнения требований; b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; c) достижения результатов выполнения процессов и их результативности; d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении. Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их. Примечание - Кроме того, ко всем процессам может применяться цикл "Планирование - Осуществление - Проверка - Действие" (PDCA*). Цикл PDCA можно кратко описать так: Планирование (plan) - разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации; Осуществление (do) - внедрите процессы; Проверка (check) - постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах; Действие (act) - предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов. ________________ * Plan - Do - Check - Act. Условные обозначения: - Деятельность, добавляющая ценность - Поток информации Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе |
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования ИСО 9001 и ИСО 9004 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары. ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. ИСО 9004 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ИСО 9001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. ИСО 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ИСО 9001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов. 0.4 Совместимость с другими системами менеджмента Настоящий стандарт согласован с ИСО 14001:1996 для улучшения совместимости этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей. Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего стандарта. |
1 Область применения для образовательных учреждений
Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания по применению ИСО 9001 в образовательных учреждениях, предоставляющих образовательные услуги.
Эти руководящие указания не добавляют, не заменяют и не изменяют требования ИСО 9001. Они не предназначены для использования в договорах при оценке соответствия или для целей сертификации.
Каждый пункт ИСО 9001, заключенный в рамку из сплошных линий, приведен за текстом соответствующего пункта настоящего стандарта. Текст ИСО 9004, заключенный в рамку из пунктирных линий**, приведен с целью обеспечить полное видение возможностей постоянного улучшения деятельности организаций*.
________________
* Приведенные в рамках фрагменты ИСО 9001 и ИСО 9004 полностью идентичны соответствующим фрагментам ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 9004.
** В электронном тексте рамка из пунктирных линий заменена рамкой из двойной сплошной линии. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: a) нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям; b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям. Примечание - В настоящем стандарте термин "продукция" применим только к предназначаемой для потребителя или затребованной им продукции. |
ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены, в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. Настоящий стандарт применим к процессам организации и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001. | ||
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования Требования настоящего стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции. Если какое-либо требование(я) настоящего стандарта нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение. При сделанных исключениях заявления о соответствии настоящему стандарту приемлемы, если эти исключения подпадают под требования, приведенные в разделе 7, и не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать продукцией, отвечающей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям. |
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования
ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
ИСО 10007:2003 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по управлению конфигурацией
ИСО 10012:2003 Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию
ИСО/ТО 10013:2001 Рекомендации по документированию систем менеджмента качества
ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
В настоящем стандарте применены термины ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 потребитель (customer): Организация или лицо, получающая(щее) продукцию (услугу).
[ИСО 9000:2000]
Пример - Потребитель может быть потребителем (в образовании - обычно обучающийся), клиентом или покупателем (в образовании - обычно лицо или организация, финансирующее(щая) обучающегося, которое(ая) может также быть обучающимся), конечным пользователем (в образовании - обычно лицо или организация, которая имеет доход от обучения, полученного обучающимся).
3.2 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации.
[ИСО 9000:2000]
Пример - Заинтересованная сторона может быть потребителем (3.1), ассоциацией родителей, другим образовательным учреждением (3.5) или обществом.
Примечание - Группа лиц может включать в себя организацию, ее часть или несколько организаций.
3.3 образовательный процесс (educational process): Процесс создания образовательной продукции [предоставления образовательной услуги (см. 3.4)].
3.4 образовательная услуга (продукция) (educational product): Услуга (продукция), связанная с образованием.
Примечание - Предоставление образовательной услуги может включать в себя информацию об использовании программного обеспечения, аппаратных средств ЭВМ или бумажных носителей, используемых как вспомогательные средства для передачи информации и сохранности справочных данных.
3.5 образовательное учреждение (educational organization): Организация, предоставляющая образовательную услугу (см. 3.4).