ГОСТ Р 50182-92
(ИСО 4131-79)
Группа Д21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Обозначения размеров легковых автомобилей
Road vehicles. Dimensional codes for passenger cars
ОКП 45 1400
Дата введения 1993-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН ТК 56 "Дорожный транспорт"
РАЗРАБОТЧИКИ
Б.В.Кисуленко, канд. техн. наук; Ю.Л.Зеленин, канд. техн. наук; И.И.Малашков, канд. техн. наук; Л.Г.Самохин; Ю.С.Чухустов; А.В.Прибылова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20.08.92 N 995
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 4131-79 и полностью ему соответствует
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. Срок проверки - 1996 г., периодичность проверки - 5 лет.
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер раздела, пункта |
ГОСТ 24350-88 (ИСО 3409-75) | 2, 7.2.3, 7.2.12, 7.2.13, 7.2.14, 7.3.1, 7.3.8 |
ГОСТ 28261-89 (ИСО 4130-79, ИСО 6549-80) | 2, 4.4, 4.6, 4.7, 6.13, 7.2.11 |
Настоящий стандарт распространяется на легковые и сконструированные на их базе грузовые автомобили и устанавливает обозначения их размеров, применяемых для сравнения и компьютерной обработки.
ГОСТ 28261 "Автотранспортные средства. Порядок определения положения точки H и фактического угла наклона спинки сиденья посадочных мест водителя и пассажиров".
ГОСТ 24350 "Органы управления ножные легковых автомобилей. Расположение. Общие технические требования и методы испытаний".
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Каждому размеру, установленному настоящим стандартом, присваивают обозначение, состоящее из трех частей:
2.1. Префиксa "ISО".
Указанный префикс служит для отличия от других существующих систем обозначения.
2.2. Прописной буквы, обозначающей вид размера:
- длина;
- высота;
- ширина;
- диаметр;
- объем.
, или - угол, в зависимости от того, в какой плоскости X, Z или Y его измеряю
т.
2.3. Числа
От 1 до 99 - для внутренних размеров, от 100 до 199 - для наружных размеров.
Примечание. В настоящем стандарте, если не установлено иначе, опорная поверхность является горизонтальной, размеры по длине и ширине измеряют в горизонтальной плоскости, размеры по высоте измеряют в вертикальной плоскости.
В настоящем стандарте применяют следующие термины.
4.1. Масса снаряженного автомобиля (собственная масса комплектного транспортного средства) - масса комплектного транспортного средства в состоянии его транспортировки плюс масса следующих элементов: смазочные вещества, охлаждающая жидкость (при необходимости), жидкость омывателя, топливо (бак, заполненный не менее чем на 90% объема, установленного изготовителем), запасное(ые) колесо(а), огнетушитель(и), возимый комплект запасных частей, противооткатные упоры, стандартный комплект инструмента.
4.2. Максимально разрешенная полная масса (максимальная конструктивная общая масса) - максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем данного транспортного средства.
4.3. Расчетная нагрузка - масса снаряженного автомобиля, дополненная массой пассажиров (масса одного пассажира принята равной 68 кг), распределенной следующим образом: при числе мест для сидения, равном 2 или 3, - 2 пассажира (на переднем сиденье), 4 или 5-3 (2 на переднем и 1 сзади) 6 или 7-4 (2 на переднем и 2 на заднем), 8 или 9-5 (2 на переднем и 3 на заднем).
4.4. Нулевые плоскости X, У и Z - трехмерная система координат по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).
4.5. Плоскости х, у и z - плоскости, параллельные нулевым плоскостям X, Y и Z, соответственно (п.4.4).
4.6. Контрольные места - по ГОСТ 28261 (ИСО 4130).
4.7. Точка R* - устанавливаемая для каждого из посадочных мест предприятием-изготовителем автотранспортного средства точка, которая имеет координаты относительно кузова и имитирует центр вращения ног относительно туловища человека. Эту точку именуют также "контрольная точка посадочного места".
5.1. Размеры, определяющие положение трехмерной системы координат
Таблица 1
Но- | Термин | Определение | Условия нагру- | Обозна- | Номер чер- |
5.1.1 | Положение нулевой плоскости Z относительно опорной поверхности в передней части автомобиля | Расстояние от нулевой плоскости Z до опорной поверхности автомобиля, измеренное в вертикальной плоскости, проходящей через ось передних колес | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H136 | 1 |
5.1.2 | Положение нулевой плоскости Z относительно опорной поверхности в задней части автомобиля | Расстояние от нулевой плоскости Z до опорной поверхности автомобиля, измеренное в вертикальной плоскости, проходящей через ось задних колес | То же | ISO-H137 | 1 |
5.1.3 | Координата X оси задних колес | Расстояние от нулевой плоскости X до оси задних колес. Примечание. Если значения координат осей левого и правого колес различны, то указывают оба размера через тире, при этом первый из них соответствует оси левого колеса | " | ISO-L127 | 1 |
5.1.4 | Координата X оси передних колес | Расстояние от нулевой плоскости X до оси передних колес. Примечание. Если значения координат осей левого и правого колес различны, то указывают оба размера через тире, первый из них соответствует оси левого колеса | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L128 | 1 |
5.2. Размеры, определяющие положение контрольных мест кузова
Примечание. Нижеследующие определения относятся к контрольным местам N 1, N 2 и N 3. Подобные определения могут быть даны и относительно других контрольных мест.
5.2.1. В трехмерной системе координат
Таблица 2
Номер пункта | Термин | Определение | Условия нагру- | Обозна- | Номер чер- |
5.2.1.1 | Координата X контрольного места N 1 | Расстояние от нулевой плоскости X до контрольного места N 1 | Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-L54 | 1 |
5.2.1.2 | Координата X контрольного места N 2 | Расстояние от нулевой плоскости X до контрольного места N 2 | То же | ISO-L55 | 1 |
5.2.1.3 | Координата X контрольного места N 3 | Расстояние от нулевой плоскости X до контрольного места N 3 | " | ISO-L56 | 1 |
5.2.1.4 | Координата Y контрольного места N 1 | Расстояние от нулевой плоскости Y до контрольного места N 1 | " | ISO-W21 | 2 |
5.2.1.5 | Координата Y контрольного места N 2 | Расстояние от нулевой плоскости Y до контрольного места N 2 | " | ISO-W22 | 2 |
5.2.1.6 | Координата Y контрольного места N 3 | Расстояние от нулевой плоскости Y до контрольного места N 3 | " | ISO-W23 | 2 |
5.2.1.7 | Координата Z контрольного места N 1 | Расстояние от нулевой плоскости Z до контрольного места N 1 | " | 1SO-H81 | 1 |
5.2.1.8 | Координата Z контрольного места N 2 | Расстояние от нулевой плоскости Z до контрольного места N 2 | " | ISO-H82 | 1 |
5.2.1.9 | Координата Z контрольного места N 3 | Расстояние от нулевой плоскости Z до контрольного места N 3 | " | ISO-H83 | 1 |
Высота контрольного места N 1 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 1 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | 1 |
5.2.2. Относительно опорной поверхности
Таблица 3
Номер пункта | Термин | Определение | Условия нагружения | Обозна- | Но- |
5.2.2.1 | Высота контрольного места N 1 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 1 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H161 | 1 |
Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H163 | ||||
: | Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H165 | |||
5.2.2.2 | Высота контрольного места N 2 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 2 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H162 | 1 |
Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-Н164 | ||||
Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H166 | ||||
5.2.2.3 | Высота контрольного места N 3 над опорной поверхностью | Расстояние от контрольного места N 3 до опорной поверхности при следующих условиях нагрузки: | Масса снаряженного автомобиля (п.4.1) | ISO-H167 | 1 |
Расчетная нагрузка (п.4.3) | ISO-H168 | ||||
Максимально разрешенная полная масса (п.4.2) | ISO-H169 |
Таблица 4