Недействующий


ХАБАРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

От 16.09.2003 № 394


Об утверждении городской комплексной межотраслевой целевой программы
 "Молодежь Хабаровска (2004 - 2006 годы)"

(с изменениями на 25.05.04)

___________________________
Утратило силу с 30 января 2009 года  на основании
Решения Хабаровской городской Думы
от 27 января 2009 года N 727

___________________________

     __________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Решением Хабаровской городской думы от 25.05.04 № 496
     __________________________________________________


На основании Устава муниципального образования города Хабаровска Хабаровская городская Дума

решила:

1. Утвердить городскую комплексную межотраслевую целевую программу "Молодежь Хабаровска (2004 - 2006 годы)" согласно приложению.

2. Опубликовать решение в газете "Хабаровские вести".

3. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Мэра города, председателя комитета по социальным вопросам Шевченко С.И. и комиссию по социальным вопросам и местному самоуправлению (Жарская И.А.).


     Мэр города
А.Н. Соколов


     Приложение
     к решению Хабаровской
     городской Думы
     от 16.09.2003 № 394

Городская комплексная межотраслевая целевая программа "Молодежь Хабаровска
 (2004-2006 годы)"

ПАСПОРТ
городской комплексной межотраслевой целевой программы "Молодежь Хабаровска (2004-2006 годы)"

Наименование программы

Городская комплексная межотраслевая целевая программа "Молодежь Хабаровска (2004-2006 годы)"

Основание для разработки

Постановление Мэра города от 30.07.2002 № 882 "Об основных направлениях муниципальной молодежной политики г. Хабаровска на 2002-2003 гг."

Заказчик

Администрация города Хабаровска

Координатор программы

Комитет по социальным вопросам администрации города Хабаровска

Цели программы

1 . Создание условий для социальной адаптации молодежи.
2. Пропаганда среди молодежи здорового образа жизни, повышение социальной активности и ответственности молодых хабаровчан.
3. Создание условий для здорового образа жизни молодежи, её саморазвития и самореализации.

Задачи и основные направления реализации программы

1 .Содействовать включению молодежи в общественную жизнь местного сообщества. 2. Организовать подготовку "молодых лидеров" для привлечения к решению общественно-значимых городских задач.
3. Создать условия для развития и деятельности детских и молодежных общественных объединений города.
4. Формировать ответственное отношение молодых людей к своему здоровью.
5. Создать условия для укрепления института молодой семьи; способствовать становлению новых общественно-значимых семейных ритуалов.
6. Привлечь к разработке и реализации программ по пропаганде здорового образа жизни, социальной активности и ответственности молодежь и организации, работающие с молодежью.
7. Создать условия для занятия физической культурой и организации досуга молодежи при широком участии населения.

Сроки реализации программы

2004 - 2006 гг.

Исполнители программы

Отдел по делам молодежи, управление образования, комитет по физической культуре и спорту, департамент архитектуры, строительства и землепользования, управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилого фонда, отдел наружной рекламы, комитеты по управлению округами администрации города, муниципальное учреждение "Городской молодежный центр", муниципальное учреждение "Городской научно-методический информационный центр", муниципальное унитарное предприятие "Управление зеленого строительства", муниципальные учреждения, Совет ректоров высших учебных заведений Хабаровского края, Совет директоров средних специальных учебных заведений, Федерация детских общественных объединений города Хабаровска, детские и молодежные общественные объединения. Государственные высшие учебные заведения оказывают содействие в реализации программы

Основные источники финансирования

Городской бюджет

Ожидаемые конечные результаты

1 . Включение молодежи в процесс принятия решения по вопросам молодежной политики в рамках работы Совета при Мэре города, формирование у молодежи опыта участия в общественных процессах.
2. Формирование городского молодежного актива.
3. Активизация деятельности Федерации детских общественных объединений, создание условий для стабильной деятельности Федерации, рост детских и юношеских общественных объединений, действующих на территории города.
4. Рост числа реализованных общественных молодежных инициатив по решению социальных проблем города.
5. Повышение уровня гражданской активности молодежи.
6. Становление новых общественно-значимых семейных ритуалов.
7. Создание новых программ по пропаганде здорового образа жизни, социальной ответственности и социальной активности; широкое включение в данную деятельность общественных организаций, молодежи и подростков.
8. Активизация населения по созданию условий для ведения здорового образа жизни, в благоустройстве дворовых территорий и организации досуга на жилмассиве.
9. Создание центров общественной активности локализованных на жилмассивах.

Период корректировки программы

Ежегодно по итогам рассмотрения хода реализации программы

Контроль за ходом исполнения программы

Контроль за реализацией мероприятий и координация программы осуществляется в установленном порядке комитетом по социальным вопросам администрации города


Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

     

Программа "Молодежь Хабаровска (2004 - 2006 годы)" (далее - программа) разработана как инновационная часть муниципальной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических, организационных основ становления и развития молодых граждан, наиболее полную реализацию их способностей в интересах развития общества и муниципального образования, развития молодежных движений и инициатив.

Актуальность разработки целевой программы обусловлена следующими факторами:

1) нарастанием негативных тенденций в молодежной среде, имеющих социально опасные последствия;

2) необходимостью поиска и апробации новых подходов к молодежной политике, форм, методов и технологий в работе с различными целевыми группами молодежи, основанных на использовании творческого потенциала самих молодых людей и на привлечении к работе с подростками и молодежью различных организаций города и заинтересованных жителей;

3) необходимостью концентрации ресурсов и деятельности на приоритетных направлениях работы с молодежью, с возможностью поэтапного контроля результативности в достижении поставленных задач.

 

Негативные тенденции в молодежной среде и определение приоритетов в городской молодежной политике

     

Молодежь города (жители города, не достигшие 30 лет) составляют около 40% всего населения Хабаровска, поэтому нарастание негативных тенденций в молодежной среде не только угрожает отдаленными последствиями при смене поколений, но и уже сегодня усиливает социальную напряженность, ухудшает психологических климат и порождает неуверенность в завтрашнем дне у значительной части населения.

К наиболее острым проблемам, имеющим тенденцию к нарастанию, следует отнести:

1. Увеличение потребления среди детей и подростков наркотиков, алкоголя (в том числе пива) и токсических веществ, проблемы с девиантным поведением у несовершеннолетних. По этим основаниям на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состоят 1374 человека, у нарколога 169 человек. Эти цифры не полностью отражают глубину указанной проблемы.

2. Ухудшение состояния здоровья (в том числе психического и репродуктивного) и несформированность ответственного отношения к своему здоровью у молодежи. По данным управления здравоохранения города в среднем лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Возросшая распространенность гинекологической патологии среди девушек негативно влияет на репродуктивную сферу будущих матерей, а значит и на здоровье их потомства. Число выявленных заболеваний превышает показатели 2000 года в 2,9 раза. Доля абсолютно здоровых девочек по городу Хабаровску составляет не более 3%. Общая заболеваемость девочек 15-17- летнего возраста за последние 5 лет выросла на 32%. Тенденцию к росту имеют анемия - 8,97%, против 8,7 в 2001 году, психические расстройства - 34,1% против 33,3%, язвенные болезни желудка и 12-перстной кишки 0,8% против 0,65%, врожденные аномалии сердца- 5,6% против 5,3%.

3. Криминализация подростковой среды, усвоение норм и правил поведения уголовного мира и уход части молодежи от социально приемлемых форм жизнедеятельности. На учете в подразделениях по работе с несовершеннолетними отделов внутренних дел на 01.07.2003 состоит 1523 несовершеннолетних. Анализируя состояние преступности по итогам 1 полугодия 2003 года необходимо отметить снижение общего количества преступлений совершенных несовершеннолетними на 23,8% (2003-446, 2002-585). Снизилось количество преступлений совершенных в группировке на 0,5% (2003-194, 2002-195), учащимися образовательных школ на 30,5% (2003-80, 2002-144), сбыта и потребления наркотических средств на 18,6% (2003-70, 2002-86).

При этом произошел рост преступлений по следующим видам:

- грабежи на 4,2% (2003-75, 2002-72);

- разбой на 84,6% (2003-24, 2002-13);

- хулиганство на 16,7% (2003-14, 2002-12);

- неправомерное завладение автотранспортом на 10% (2003-22, 2002-20).

4. Проблемы с социальной адаптацией у большинства молодых людей, которые плохо представляют действующую социальную систему (особенно систему местного самоуправления), ее механизмы и институты, не имеют необходимого социального опыта и не видят своего места в протекающих процессах. Это приводит к политической и социальной пассивности среди молодежи, не позволяет включить потенциал молодежи в решение стоящих перед обществом проблем, угрожает формированием устойчивых асоциальных или антисоциальных установок и поведения.

5. Проблема творческой, профессиональной и социальной самореализации у детей, подростков и молодежи. Эта категория жителей находится в постоянном поиске себя и своего места в мире, и от результатов этого поиска зависит не только личное счастье и успешность молодых людей, но и эффективность использования всего "человеческого капитала", социально-психологический климат и экономическое благополучие общества. Однако старая система работы с детьми и молодежью (пионерская и комсомольская организация, дворцы пионеров, воспитательная работа в школе и по месту жительства, система профориентации и т.д.) сохранилась лишь в виде отдельных элементов, часть из которых коммерциолизирована. Поэтому для большинства детей возможность "попробовать себя" в различных направлениях деятельности напрямую зависит от финансовых возможностей и желания родителей, а при их отсутствии только от случайного стечения обстоятельств.

6. Негативные демографические процессы. С 2002 года прекратилось падение уровня рождаемости, и наметилась тенденция к росту по сравнению с 2000 годом (2002 г. - 5386 чел.; 2001 г.-5009 чел.; 2000 г. - 4521 чел.). Однако, демографическая ситуация в городе остается напряженной: в 2002 году зарегистрировано 4830 браков и 4980 разводов (2001 г. - 4369 браков/4448 разводов). Следует отметить, что протекающие демографические процессы во многом будут определять социальное развитие города в перспективе. В связи с этим в программе предусмотрен ряд мер по работе с молодыми семьями.

На решение указанных проблем, на снижение их остроты и негативных последствий и направлена предлагаемая программа. Кроме того, она ставит одной из своих задач привлечение (через стимулирование, создание адекватных механизмов и новых форм работы) энергии молодых к решению городских проблем и к реформированию системы общественного управления на уровне города. Становление современной молодежи приходится на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства. Реформирование может быть успешным только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному включению в жизнь местного сообщества, участию в решении различных проблем города.

С учетом компетенции органов местного самоуправления и обеспеченности ресурсами для решения проблем в качестве приоритетных направлений программы были выделены:

1. Социальная адаптация молодежи к жизни в местном сообществе.

2. Создание условий и пропаганда здорового образа жизни, социальной активности и ответственности, как средство сохранения физического и социального здоровья (профилактика заболеваемости среди подрастающего поколения и альтернатива асоциальному и антисоциальному поведению, в том числе криминалу).

Программа разрабатывалась на следующих принципах:

1) системности - через жесткое увязывание целей, задач, мероприятий и результатов программы;

2) адресности - через ориентацию мероприятий программы на конкретные целевые группы с учетом их специфики;

3) кооперации деятельности и ресурсов - через приоритет мероприятиям и формам работы, предполагающих взаимодействие с населением и его организациями по решению задач программы;

4) опоры на потенциал молодежи - через создание условий для молодежи, детских и молодежных организаций и организаций, работающих с детьми и молодежью, для активного включения в решение задач по приоритетным направлениям;

5) прозрачности - возможности контроля эффективности на всех стадиях реализации программы. Все мероприятия программы имеют количественные и качественные показатели для определения результативности деятельности;

6) открытости в распределении ресурсов - программа предполагает конкуренцию за ресурсы для исполнителей программы (муниципальный заказ, муниципальный грант) и стимулы для наиболее результативных участников (премии и другие награды по результатам творческих конкурсов) ее реализации.

Раздел 2. Анализ состояния ресурсной базы


Субъектами реализации муниципальной молодежной политики в городе являются администрация города Хабаровска, уполномоченный орган - отдел по делам молодежи, молодежные и детские объединения, муниципальные учреждения.

С целью создания условий для творческой самореализации молодежи в городе действуют следующие культурные учреждения (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п

Вид учреждения

Количество, всего

Краевые

Муниципальные

Ведомственные

1

Дома культуры

9

0

2

7

2.

Библиотеки

39

3

24

12

3.

Выставочные залы

5

0

1

4

4.

Детские школы искусств

10

0

10

0

5.

Кинотеатры

3

3

0

0

6.

Парки

3

1

2

0

7.

Музеи

37

2

10

25

8.

Театры

8

4

2

2

9.

Цирк

1

1

0

0

10.

Филармония

1

1

0

0


B 10 школах искусств в 2002-2003 учебном году обучается 2642 учащихся, что составляет 2,9% от числа всех учащихся города (при нормативе 12%) и на 1,4 % выше уровня прошлого учебного года:

Из общего числа муниципальных культурных учреждений 56 % составляют 2 библиотечные системы (24 библиотеки). За 9 мес. 2002 года библиотеки посетило 444566 человек.

Для занятия детей и подростков спортом в городе имеется: 7 стадионов, 15 плавательных бассейнов, 188 спортивных залов, 237 простейших спортивных сооружений. По месту жительства для подростков создано 20 физкультурно-спортивных клуба, в которых занимается более 3800 человек.

В целом в детско-юношеских спортивных школах и детско-юношеских клубах физической подготовки занимается 9552 человека, более 1900 (или 20%) дети из неблагополучных семей, в том числе в муниципальных учреждениях занимается 5952 чел., что на 160 человек (или на 2,7%) больше чем в 2001 году.

Вместе с тем, согласно социальным нормативам площадей материально-спортивной базы, обеспечивающей минимальную двигательную активность населения, город Хабаровск должен иметь площади спортивных залов (включая стандартные, нестандартные и тренажерные) 212450 кв.м, тогда как реальная обеспеченность составляет 58785 кв.м (27,2%), что ниже, чем в целом по краю (29,2%). Обеспеченность плоскостными сооружениями - 26,3%.

На территории города действуют: государственное учреждение образования и культуры "Краевой Дом молодежи", Краевой молодежный культурно-досуговый центр, 20 учреждений системы дополнительного образования. Для решения задач молодежной политики в 2001 году образовано муниципальное учреждение "Городской молодежный центр".

Однако, исходя из анализа деятельности учреждений социально-культурной сферы в 2002 году, отмечается, что объем деятельности данных учреждений не исчерпывает потребностей и интересов молодежи.

Молодой человек как субъект муниципальной молодежной политики раскрывается при участии в мероприятиях и в работе общественных объединений. В настоящее время на территории города Хабаровска действуют 22 молодежных объединения и 107 детских общественных объединений. С апреля 2002 года действует Федерация детских общественных объединений города Хабаровска (на 01.01.2003 численность участников объединения составляет 400 человек). Вместе с тем, работа данной организации показала необходимость в развитии первичных (на базе общеобразовательных учреждений) и окружных организаций.

Раздел 3. Анализ возможностей и рисков по достижению целей программы

     

Для выработки адекватных форм и методов достижения поставленных целей был проведен SWOT-анализ (анализ благоприятных и неблагоприятных факторов, могущих оказать значительное влияние на достижение целей). Результаты проведенного анализа (см. таблицу 2) легли в основу выработки решений по задачам, формам, методам и стимулам планируемой в рамках программы деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»