Действующий

О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

II. Семейная политика детствосбережения

     
     1. Краткий анализ ситуации

Статистический анализ, проведенный в Хабаровском крае по вопросам семьи и семейных отношений, показал факт увеличения числа многодетных семей за последние годы: с 6 636 в 2010 году до 6 972 в 2011 году.

Краевая политика в области участия края в жизни обозначенной категории семей предусматривает ежемесячные пособия на детей. Из средств краевого бюджета получают денежные дотации 116 тыс. малоимущих семей. С 01 января 2012 г. базовый размер ежемесячного пособия на ребенка составляет от 382 до 509 рублей в зависимости от применяемого районного коэффициента. Для отдельных категорий граждан (многодетные семьи, семьи из числа коренных малочисленных народов Севера, студенческие семьи, семьи инвалидов, семьи, имеющие ребенка-инвалида, семьи детей-сирот, семьи разыскиваемых родителей) размер пособия составляет от 1 272 до 1 696 рублей в месяц на каждого ребенка.

В современном обществе ценности семейной культуры подвергаются сомнению, широко распространено сожительство, неуважительное отношение супругов друг к другу. В Хабаровском крае доля неполных семей составляет 23 процента в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей. В то же время количество многодетных семей за последние годы увеличилось (с 6 636 в 2010 году до 6 972 в 2011 году).

Возрастающие требования общества к воспитанию и социализации детей обозначили ряд требований к содержанию и уровню компетентности личности взрослого и ребенка. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения: имеет место трансформация моделей брака, меняется взгляд на рождение детей и содержание родительских роли и функций.

В последние годы вне брака рождается 35 процентов детей, что наряду с разводами является причиной образования неполных семей. В условиях нестабильности российского общества это ведет к увеличению числа детей с девиантным поведением. Социальное сиротство несовершеннолетних остается острой проблемой общества.

Социально-экономические и общественные трансформации влияют на демографическую ситуацию: наблюдается высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Констатируются факты несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах. Как следствие - лишение и ограничение родительских прав остаются основными мерами по защите прав ребенка.

Для снижения негативных тенденций в жизнедеятельности семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет краевого бюджета выплачивается адресная социальная помощь; единовременная материальная помощь семьям (гражданам), оказавшимся в бедственном положении в результате несчастного случая; обеспечивается оздоровление и отдых детей из малоимущих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; организуются мероприятия для малоимущих семей с детьми, посвященные Международному дню семьи, Международному дню защиты детей, Дню матери, Новому Году и другим датам.

Комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечивать укрепление здоровья растущего организма только при правильной организации системы оздоровительно-воспитательной работы с детьми. В этой связи, необходимо обеспечение регулярного отдыха и оздоровления несовершеннолетних. В крае всеми формами организованного отдыха и оздоровления в 2011 году охвачены 34 689 детей, что составило 52 процента от числа нуждающихся в оздоровлении, что на 7 процентов больше, чем в 2010 году, и на 58 процентов больше, чем в 2009 году.

В целях укрепления и развития социального института семьи, социальной поддержки материнства и детства необходимо создание условий для повышения качества жизни семьи, интеграции детей-инвалидов и их семей в общество, создание и внедрение новой социальной услуги по сопровождению алкоголизированных малоимущих семей с детьми. Для проведения мероприятий, направленных на снижение уровня социального сиротства и сокращение числа лишений родительских прав родителей из малоимущих семей, страдающих от алкогольной зависимости, в 4 муниципальных образованиях края созданы службы сопровождения семей с детьми, получивших специализированную медицинскую помощь.

     
     2. Основные задачи


Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

Организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в загородных оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием, с применением иных форм организованного отдыха, а также оздоровление детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия.

Расширение мер социальной поддержки семей с детьми.

Повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения детей, материнства и отцовства, укрепление духовно-нравственных ценностей и уважения к личности каждого члена семьи как основы психологической стабильности семьи и преемственности поколений.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

     3. Первоочередные меры


Правовое закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.

Формирование и внедрение системы раннего выявления жестокого обращения с детьми в семьях и оказание профилактической помощи на основе межведомственного взаимодействия по технологии "управления случаем".

Формирование системы мониторинга и статистического учета данных о детях для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.

Расширение системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

4. Меры, направленные на сокращение бедности для семей с детьми

Внедрение в деятельность социальных служб технологий активизации ресурсов семьи, повышающих социальную компетентность членов семей, направленных на формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения.