Действующий

О краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы

     

I. Введение


Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края до 2025 года предусмотрены меры по совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, социального обслуживания и других сфер. Обозначенное является факторами для определения в крае направлений улучшения социального положения детей, а также базой для разработки планов, проектов, прогнозов в интересах детей - улучшение материального благосостояния и отношений в семье, среды для жизни, доступа к социальным услугам, условий развития и социализации.

Принятые целевые программы Хабаровского края отражают приоритетные отрасли - образование, здравоохранение, социальную защиту. Ежегодно увеличивается объем финансирования социальных расходов из регионального бюджета на социальную поддержку семей с детьми, принимаются новые меры по укреплению здоровья детей и организации отдыха, поддержки малообеспеченной, неполной и приемной семьи; учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае. На период 2013-2020 годов утверждена и реализуется государственная целевая программа "Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края".

Оправдал себя программно-целевой подход к финансированию службы охраны здоровья матери и ребенка. Реализация мероприятий краевой целевой программы "Здоровое поколение" на 2007 - 2010 годы", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2012-2014 годы)" (включает в себя подпрограммы: "Сахарный диабет", "Туберкулез", "Онкология", "О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем", "Вирусные гепатиты", "Основные направления развития психиатрической службы в Хабаровском крае", "Артериальная гипертония", "Вакцинопрофилактика"), "Демографическое развитие Хабаровского края" позволили укрепить материально-техническую базу учреждений здравоохранения, улучшить оснащенность медицинским оборудованием, своевременно диагностировать заболевания у детей. С 2008 года за счет средств краевого бюджета организовано обеспечение продуктами питания детей из семей, имеющих перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции.

Целевая программа "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012-2014 годы" позволяет реализовывать мероприятия по профилактике заболеваемости детей и детской инвалидности.

В соответствии с краевой целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы предусмотрено обеспечение жильем в период с 2011 по 2015 годы 1 100 человек (детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа).

Оценка промежуточных результатов реализации программ позволила увидеть благоприятные тенденции улучшения положения детей, совершенствования деятельности по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Политика Хабаровского края в отношении одаренных детей направлена на воспитание творческой, интеллектуальной, спортивной основы общества. Организация деятельности с талантливыми и одаренными детьми и молодежью строится по трем основным направлениям - выявление, развитие и поддержка.

Большое внимание в крае уделяется социализации детей, находящихся под надзором в образовательных учреждениях.

Формируется система деятельности по социальной адаптации и сопровождению воспитанников, завершивших свое пребывание в образовательных учреждениях (постинтернатное сопровождение выпускников). Ведется работа по созданию центра постинтернатного сопровождения выпускников.

Правительством края приняты нормативные правовые акты, направленные на увеличение размера выплат, осуществляемых опекунам, попечителям и детям, находящимся под опекой и попечительством, на установление выплат гражданам при усыновлении (удочерении) детей.

Формируется система подготовки потенциальных родителей к приему детей на воспитание в семьи (замещающие семьи), психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям, принявшим на воспитание детей. Для чего на базе образовательных учреждений создано двадцать служб подбора и подготовки кандидатов в замещающие родители, семь служб сопровождения замещающих семей.

Несмотря на позитивные изменения в области защиты и интересов детства, в крае сохраняются проблемы, требующие решения.

В Хабаровском крае в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей, доля неполных семей составляет 23 процента. Соотношение среднего размера получаемого пособия к величине месячного прожиточного минимума в среднем на душу населения по Хабаровскому краю составляет: на детей одиноких матерей - 5,8 процента, на детей из других малоимущих семей - 4,4 процента.

Материальное положение семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, несмотря на оказываемые меры государственной социальной поддержки, часто остается достаточно сложным.

Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством.

Остается высокой численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель.

По-прежнему остаются актуальными задачи по реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, особенно подросткового возраста и имеющего ограниченные возможности здоровья, жить и воспитываться в семье; по развитию системы подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

Одной из наиболее остро стоящих проблем в крае является обеспечение жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Хабаровского края, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Принятие Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 (далее - Национальная стратегия), позволило центрировано определить комплекс мер для краевой стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Краевая стратегия), целью которой стало определение основных направлений и задач региональной политики в интересах детей, эффективных инструментов и механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного и российского права. Реализация Краевой стратегии позволит развивать новые практики и создаст новые традиции защиты детства.

1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск малоимущности при рождении детей в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми в них, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность детей, находящихся в социально опасном положении (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, иные категории).